Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 декабря 2005 г.

Кай Элерс | Freitag

Лопаты песка в приводной механизм

Новый закон Госдумы о некоммерческих организациях при ближайшем рассмотрении оказывается еще и "законом Ходорковского"

После ада в бесланской школе номер 1 в начале сентября 2004 года президент Путин публично высказался об иностранных силах, "которые хотят сделать нас пешкой в своей игре". В своей речи, обращенной к нации в начале 2005 года, он осудил зарубежное вмешательство, осуществляемое через неправительственные организации, и заявил, что Россия этого больше не потерпит.

Дума поняла своего президента и в конце ноября 370 голосами против 18 приняла в первом чтении законопроект о некоммерческих организациях, который сужает поле деятельности неправительственных организаций и более всего - свободу действий работающих в стране иностранных неправительственных организаций, финансируемых из-за рубежа.

С протестом против этого выступило более 1300 организаций, не смолчал и уполномоченный по правам человека Лукин, который рекомендует парламенту отказаться от рассмотрения законопроекта в дальнейших чтениях. То же самое предлагает и Общественная палата, которая была создана после теракта в Беслане как посредник между властью и гражданским обществом. Как и следовало ожидать, беспокойство проявили и западные правительства.

В окружении президента мнения разделились. Финансовый мир и министерство юстиции проект поддерживают, министерство экономического развития выступает против. Сам Владимир Путин защищает закон: политически окрашенные действия заграницы должны контролироваться более тщательно и быть прозрачнее для государства особенно в том, что касается их финансирования, если оно осуществляется по общественным каналам других государств и "если действующие в нашей стране организации используются другими государствами как инструмент внешней политики". Несмотря на все протесты, Дума решила провести второе и третье чтение 9 декабря, 1 января 2006 года закон уже должен вступить в силу.

Деньги из империи ЮКОСа

"Закрытость всего происходящего", "поспешность в законотворческом процессе и другие сопутствующие обстоятельства", считает Йенс Зигерт из московского бюро "зеленого" Фонда Генриха Белля - все это напоминает "спецоперацию". Однако он вынужден признать, что проект был внесен совместно всеми пятью фракциями, представленными в Думе. Именно депутаты от коммунистической партии, утверждают некоторые, радостно приветствовали ограничения для иностранных неправительственных организаций, а также российских, финансируемых из-за рубежа.

Для некоторых, полагает Зигерт, новый закон - это, пожалуй, "дополнительная работа" и "расширение возможности государственного контроля", "но, несмотря ни на что, в принципе, в нем не содержится ничего нового". На деле большая часть определений в той или иной форме уже содержится в законах, принятых в период правления Путина. Например, в Налоговом кодексе или в законе о борьбе с терроризмом. По действующему налоговому праву в общероссийском списке налогоплательщиков не только должен быть зарегистрирован каждый получатель спонсорских денег, но и каждый отдельный неправительственный проект в качестве некоммерческого предприятия. В противном случае со всех средств нужно уплачивать 24-процентный налог, а также местные налоги. В дополнение к этому местные власти должны еще счесть попадающую в их юрисдикцию деятельность неправительственных организаций как "не подлежащую налогообложению".

Наряду с традиционными неправительственными организациями за последние годы в России были зарегистрированы гражданские инициативы, имеющие статус фондов. Первый подобный орган под названием "Общественный фонд" был основан в 1998 году в Тольятти; в 2004 году, согласно данным немецкого института Maecenata, в различных регионах федерации существовало уже 15 подобных объединений. Местные общественные фонды, по информации института, - это структуры, которые оперативно содействуют общественному благу на местах. Они преследуют широкие цели и реализуют долгосрочные планы. Они независимы от политических, экономических и конфессиональных рамок, создаются и управляются множеством разнообразных учредителей. Этим фондам тоже приходится иметь дело с налоговыми санкциями, однако они меньше подвержены опасности, чем классические неправительственные организации, зависимые от иностранных финансовых вливаний.

Открытым остается вопрос, что произойдет, если гражданские учреждения начнут активно выражать свою позицию по таким политическим темам, как права человека, альтернативная служба или свобода СМИ. Вопрос ставится не в последнюю очередь ввиду значительного числа неправительственных организаций и движений, которые финансировались из средств фонда "Открытая Россия", то есть нефтяным концерном ЮКОС и его бывшим главой Михаилом Ходорковским.

Вероятно, именно это и будет полем для применения нового закона, который проводит различие между неправительственными организациями, основанными при участии государственных институтов, и теми, которые возникли по частной инициативе. Основные ограничения, предусмотренные законом, действуют лишь для последних. Так, в дальнейшем неправительственные организации могут быть закрыты, если их учредители были осуждены судом за отмывание денег или другие экономические преступления. Это недвусмысленно относится к фонду Ходорковского "Открытая Россия", который с прицелом на президентские выборы 2008 года задумывался, очевидно, как политический рупор, что из сибирской колонии снова дал понять самый знаменитый на сегодняшний день российский заключенный. При помощи нового закона о неправительственных организациях подобные амбиции можно подавить в зародыше.

Возрождение "закрытых" городов

Скоро каждая неформально работающая группа будет обязана уведомить власти о своем существовании не позднее, чем через полгода после начала своей деятельности, причем еще непонятно, кто в данном случае должен этим заниматься и нести соответствующую юридическую ответственность. В любом случае, для российских неправительственных организаций, даже для тех, кто занимается исключительно экономической деятельностью, самостоятельные действия будут затруднены; это не подлежит обсуждению и отсекает оппозицию от участия в решении экономических вопросов.

Основным адресатом предпринимаемых мер являются, тем не менее, иностранные организации. Им будет запрещено создавать в России свои филиалы, если во главе их не будут стоять российские граждане. Кроме того, отделения зарубежных неправительственных организаций в дальнейшем надо будет регистрировать в соответствии с российским законодательством. Иностранцам, которые имеют не более чем годичный вид на жительство, создание российских неправительственных организаций, членство в них или участие в их деятельности разрешено не будет. Сейчас снова возрождается упраздненное после 1991 года понятие "закрытый" город, где находятся военные или ядерные объекты. 42 подобных города станут запретными для неправительственных организаций.

Одновременно Дума решила выделить 15 млн евро на "демократизацию" российским некоммерческим организациям, которые защищают права человека вне России, например русскоязычного меньшинства в Прибалтике.

Если новый закон вступит в силу с начала 2006 года - а все на это указывает - это будет недвусмысленный вызов обвиненным Владимиром Путиным "иностранным силам". Тогда вопрос надо будет ставить следующим образом: кому этот шаг вредит больше: гражданскому обществу, России или им обоим.

Источник: Freitag


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru