Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 декабря 2011 г.

Максим Трудолюбов | The New York Times

В России столкнулись два мира

"Ощущение перемен появилось у меня, когда моя хорошая приятельница Катя Владишевская, мама очаровательного 4-летнего ребенка, месяц назад позвонила мне и спросила: "Имеет ли смысл быть наблюдателем на выборах?", - так начинает свою статью в The New York Times редактор "Ведомостей" Максим Трудолюбов. Тогда он поразился, что молодая женщина, не являющаяся ни журналисткой, ни активисткой общественной организации, заинтересовалась избирательным процессом.

"Катя действительно стала наблюдателем. В воскресенье она провела 15 часов на одном из московских избирательных участков, где наблюдала откровенные подтасовки, совершенные главой избирательной комиссии, и попыталась подать официальную жалобу. Она показала чиновникам российский закон о выборах и попросила сравнить число проголосовавших с количеством бюллетеней в урнах. В ответ они вызвали полицию", - говорится в статье. Из полиции Катю отпустили за недоказанностью ее "проступка". "Катя сказала нам, что никогда не ожидала от себя такого негодования", - пишет Трудолюбов.

Автор пишет, что не может припомнить времен, когда его соотечественников настолько возмущали подтасовки на выборах. Более того, на сей раз протесты выплеснулись на улицы. "В понедельник мы обнаружили, что подтасовкам на выборах есть пределы. В более широком смысле мы обнаружили, что есть пределы политическим манипуляциям", - отмечает Трудолюбов.

Кремлевские политтехнологи много лет подавляли движение снизу и создавали структуры, управляемые сверху. Цензура отгородила "молчаливое большинство телезрителей" от "возвышающего свой голос меньшинства интернет-пользователей", как выражается автор.

"Незамедлительным выходом из текущего кризиса стали бы повторные выборы в регионах, наиболее затронутых нарушениями. Но для Путина любая политическая уступка - признак слабости", - пишет автор.

И все же, полагает Трудолюбов, устои системы зашатались: "негодование, вызванное выборами, никуда не денется, а манипуляции Кремля сработают не так хорошо, как раньше". Аресты даже помогли оппозиции решить проблему лидерства: популярность Навального возросла, добавляет он.

Еще важнее, что в деятельность вовлечены люди типа Кати. Их молодость, отсутствие у них опыта жизни при тоталитаризме, рост соцсетей и других новых медиа помогают этим людям бороться с силами, с которыми свыклось старшее поколение. Свою роль сыграли также взяточничество и презрение чиновников к народу, отмечает автор.

"И все же нужно помнить, что молодежь, выразившая свое недовольство, - лишь горстка в огромной стране", - указывает автор. При этом путинское десятилетие породило целый слой молодых людей, которые жаждут извлечь барыш из государственных ресурсов. "Соцопросы, проведенные до выборов, демонстрируют: широко распространен менталитет "рантье", молодежь предпочитает вакансии в государственных нефтегазовых монополиях", - пишет автор. Эти молодые менеджеры, вполне возможно, воспримут протестующих как конкурентов или врагов.

В Москве столкнулись не только рантье-государственники и идеалисты, считает автор. "Два мировоззрения, две модели будущего России столкнулись. Из тупика, в который зашло российское общество, нет легкого выхода". Готовой альтернативы для партии Путина нет, но Путин и "Единая Россия" больше не способны править именем народа.

Митинг в субботу станет экзаменом, заключает автор.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru