Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 февраля 2001 г.

Фред Вэйр | The Christian Science Monitor

Россия - ядерная свалка?

Это грязная работа, однако за счет нее можно обогатиться,- говорят сторонники законопроекта, который может превратить Россию в крупнейшего в мире импортера ядерных отходов.

Со своей стороны экологи и другие критики утверждают, что речь идет о надвигающейся катастрофе. По их словам, стремление импортировать ядерные отходы вызвано лишь желанием быстро получить прибыль, и может привести к возникновению ядерных инцидентов.

Все дело в том, что 22 февраля в Думе во втором чтении должен обсуждаться законопроект, который должен легализовать импорт отработанного топлива с ядерных реакторов, которое будет перерабатываться и храниться в России. Скорее всего он будет одобрен, поскольку в первом чтении (оно состоялось в декабре) за него проголосовали 319 депутатов, а против - 38. Закопроект должен пройти в Думе три чтения, после чего он будет направлен в Совет Федерации.

Минатом утверждает, что в ближайшие 10 лет этот план принесет России 21 млрд. доларов, выведет Россию на передовые позиции в вопросах ядерного обслуживания и предоставит стране средства для очистки радиоактивных горячих точек - районов экологической катастрофы, оставшихся с советских времен.

"Наша цель - сделать Россию конкурентоспособной в одной из самых прибыльных и высокотехнологичных отраслей,- говорит Юрий Беспалко, официальный представитель Минатома (это огромная империя, в ведении которой находятся 29 гражданских ядерных реакторов, большая часть исследовательских работ в ядерной области, а также часть военных разработок и производства оружия).- У нас есть технологии и необходимые сооружения, но нам нужны новые источники дохода."

По словам Беспалко, он надеется, что законопроект будет одобрен, и ввоз отработанного топлива начнется еще до конца этого года.

Недавно Минатом продал ядерные реакторы Ирану и Индии, и жаждет выйти на китайский рынок, где он планирует в ближайшие десятилетия построить до 20 АЭС стоимостью 50 млрд. долларов. "Россия должна иметь возможность предоставить весь комплекс услуг потенциальным клиентам в этой области, где конкуренция очень высока, включая хранение и переработку отработанного топлива,- отмечает депутат Думы от прокремлевской партии "Единство" Александр Косариков.- Почему бы нет? Российская ядерная продукция надежна, безопасна, популярна и сравнительно дешева."

Критики из числа экологов утверждают совершенно противоположное. По их словам, Кремль использует политическое давление и откровенное крючкотворство, чтобы протащить этот закон, несмотря на широкую волну протестов со стороны населения. В прошлом году российские экологи собрали 2,5 млн. подписей в поддержку проведения референдума по данному вопросу.

По российским законам, для проведения референдума необходимо собрать 2 млн. подписей. Экологи обвинили государство в нечестной игре, когда Центризбирком отверг их петицию, признав 700 000 подписей недействительными и не предоставив им времени для сбора недостающих подписей.

Инициатива Минатома,- считает эксперт в ядерной области российского отделения "Гринпис" Игорь Фарафонтов,- "проталкивается без соблюдения должной политической процедуры, без учета мнения экологов и даже без учета возможных экономических последствий. Единственная цель этой схемы - получить деньги, чтобы сохранить Минатом на плаву. И это плохо, поскольку Минатом - опасная, дряхлая и некомпетентная организация, которую следует закрыть."

У России уже есть огромное количество своих собственных радиоактивных отходов, которые, по словам критиков, нет возможности безопасно траспортировать, перерабатывать и хранить. В настоящее время в России действует лишь одно предприятие по переработке ядерного топлива - химкомбинат "Маяк", которому уже 40 лет. Минатом говорит, что доходы от импорта отработанного топлива позволят построить в Сибири современный завод, который сможет перерабатывать до 1500 тонн отработанного топлива в год.

"В результате переработки ядерного топлива образуется огромное количество новых отходов, которые негде хранить,- говорит директор антиядерной программы в Социально-экологическом совете (это российская экологическая группа) Владимир Сливак.- Вся инфраструктура должна быть модернизирована и перестроена для обеспечения безопасности проекта, но это обойдется намного дороже, чем оно того стоит."

Основное беспокойство вызывает полуразрушенная российская транспортная сеть.

"Российские железные дороги находятся в ужасном состоянии; автомобильные дороги еще хуже,- отмечает заместитель председателя думского комитета по экологии Анатолий Грешневиков.- У нас нет безопасных машин, контейнеров и систем для транспортировки подобных грузов. И у нас нет возможности их построить."

Еще один повод для беспокойства - это то, что в законопроекте не предусмотрена финансовая компенсация в случае возможных инцидентов.

Некоторые эксперты предупреждают, что доходы, полученные Минатомом от гражданских сделок, могут пойти на создание новых видов ультрасовременных ядерных вооружений. Они обращают внимание на приход в Кремль "ястребов" - выходцев из КГБ - а также на решимость Москвы вернуть себе статус сверхдержавы перед лицом намерений США создать свою систему ПРО. "Суть плана Минатома - заставить Запад оплачивать расходы по созданию нового поколения ядерных вооружений, которое потенциально может быть использовано проти него - явно захватила воображение российской элиты",- написал военный эксперт Павел Фельгенгауэр в прошлом месяце в газете "Moscow Times".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru