Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 февраля 2001 г.

Владимир Сокор | The Wall Street Journal

Кремлевская дезинформация живет и здравствует в Мюнхене

3-4 февраля в Мюнхене высокопоставленные представители стран НАТО, стран-кандидатов на вступление в эту организацию, стран бывшего советского блока и России приняли участие в Международной конференции по вопросам безопасности. В Мюнхен прибыли генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон, бывший и нынешний министры обороны США, канцлер Германии Герхард Шредер, а также министры иностранных дел и обороны многих европейских стран. Главнокомандующие ОВС НАТО на европейских ТВД и руководители ЕС тоже приняли участие в обсуждении политики альянса и его отношений с Россией.

Именно этой аудитории секретарь Совета безопасности Сергей Иванов, представлявший на конференции Россию, предложил потрясающую дозу характерной для советских времен пропаганды и дезинформации, что заставило многих заговорить о возврате Кремля к риторике времен холодной войны. Его комментарии на пленарном заседании и на пресс-конференции были восприняты всерьез, поскольку в России Иванов наделен вторыми по значимости полномочиями после президента Владимира Путина, с которым он вместе работал в КГБ. Иванов, контролирующий и координирующий российскую внешнюю политику, военное ведомство и разведслужбы, был справедливо представлен на конференции как ближайшее доверенное лицо Путина и "второй человек в Кремле, человек, который разрабатывает политику и претворяет ее в жизнь".

Среди прочего, Иванов обвинил НАТО в том, что она способствовала появлению в Косово большого числа беженцев и возникновению там ядерной катастрофы, подобной чернобыльской. Неважно, что исход беженцев из Косово был вызван действиями московского протеже Слободана Милошевича. Иванов ничего не сказал ни о падении режима Милошевича, ни о восстановлении демократии в Сербии - эти перемены были осуществлены при поддержке Запада и вопреки сопротивлению России. Однако заявления о "Балканском Чернобыле" - речь идет о радиоактивном заражении в результате применения НАТО боеприпасов с обедненным ураном - до боли напоминают знакомые операции по дезинформации, характерные для советских времен.

Сведения о радиоактивном заражении впервые были опубликованы в леворадикальной итальянской газете, затем они просочились в другие западноевропейские СМИ и вызвали среди европейцев настоящую панику, в которой звучали антиамериканские нотки, пока НАТО все это решительно не опровергла. На Мюнхенской конференции бывший министр обороны США Уильям Коэн и другие участники форума сравнили заявления о "Балканском Чернобыле" с недавними утверждениями Кремля, что АПЛ "Курск" была протаранена американской или другой натовской подлодкой. Коэн назвал и то, и другое "полнейшей выдумкой".

Участники конференции были неприятно поражены почти неприкрытыми требованиями Иванова, чтобы Запад просто списал часть российских долгов, что поможет избежать ненужных шагов России на международной арене, которые - как он намекнул - обойдутся дороже списания долгов. Чтобы проиллюстрировать свою мысль, Иванов заявил, что сближение президента Путина с Кубой, Северной Кореей и Ираном непосредственно связано с решением вопроса о долгах.

Затем он ввел аудиторию в заблуждение относительно политики России в "ближнем зарубежье". На пресс-конференции, отвечая на вопрос, когда Москва наконец выведет свои войска из Грузии, Иванов отметил, что Россия уже закрыла две свои базы и ведет "цивилизованные" переговоры в отношении других двух баз. Первая часть его ответа представляет в искаженном свете ситуацию вокруг баз в Гудауте и Вазиани, ни одна из которых не закрыта.

Что же касается переговоров о закрытии баз, то тот, кто знаком с языком советского и российского официоза, тот знает, что термин "цивилизованный" означает "без применения или угрозы применения силы". Однако двусторонние российско-грузинские переговоры сопровождаются угрозами российской военной интервенции в Грузию под предлогом борьбы с терроризмом, а также политическим и экономическим давлением, включая временные прекращения поставок электроэнергии.

Тем не менее, Иванов невозмутимо все это отрицал. Он утверждал, что отключения электроэнергии были призваны лишь наказать некоторые - он не уточнил, какие именно - "коррумпированные" российские, грузинские и американские компании. Он явно имел в виду американскую компанию AES, поставляющую электроэнергию в Тбилиси. AES восстановила порядок и нормальную работу системы электроснабжения Тбилиси и планирует провести ее капитальный ремонт, невзирая на нерегулярность поставок российского газа.

Отвечая на вопрос, когда же Кремль наконец выведет свои войска из Молдавии, Иванов подчеркнул, что недавно четыре состава с людьми и техникой уже покинули республику, и что процесс вывода войск замедляется из-за возражений со стороны Игоря Смирнова - лидера Приднестровской республики. В действительности, Молдавию покинул лишь один состав, да и то не с солдатами, а с вспомогательным оборудованием, таким как полевые госпитали и кухни. Нельзя всерьез воспринимать и его ссылки на "возражения со стороны Смирнова". Все руководство Приднестровья состоит из граждан Российской Федерации - некоторые из них раньше работали в КГБ - которые были назначены туда российскими властями и которые часто ездят в Москву по официальному приглашению российского правительства.

Истина заключается в том, что, прикрываясь такой незначительной фигурой, как Смирнов, Москва хочет сохранить свои войска в Молдавии под видом "миротворческого контингента" с мандатом от ОБСЕ и сделать Россию основным "гарантом" возможного урегулирования конфликта. Однако утверждения Иванова заставляют задаться вопросом, почему ОБСЕ должна доверять России такую роль. Если Москва действительно не может ничего поделать с так называемыми возражениями Смирнова по поводу вывода войск, тогда она ничего не сможет "гарантировать" в Молдавии, кроме тупика, нестабильности и дальнейшего присутствия российской армии.

Чтобы оправдать значительное российское присутствие в Таджикистане, а также недавно поставленную задачу по введению войск в другие среднеазиатские республики, Иванов заявил, что российские войска защищают Запад от притока наркотиков и терроризма. Однако приведенные им статистические данные о конфискованных российскими пограничниками наркотиках представляют собой лишь часть огромного потока наркотиков, который идет из Таджикистана. И Иванов ничего не сказал о том, что подконтрольный России Таджикистан является основным коридором, по которому наркотики идут в Россию и дальше в Европу, и таким образом оказывается основным поставщиком наркотиков. Международные организации по борьбе с наркотиками располагают на этот счет большим числом доказательств.

И неважно, что Узбекистан и Туркмения, где нет российских войск, имеют несравненно лучшие показатели по наркотикам, чем Таджикистан. Тот факт, что Иванов сам об этом не упомянул, понять можно. Участники Мюнхенской конференции были ошеломлены и его словами, и тем, как сильно они заявления напоминали советское прошлое.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru