Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 февраля 2005 г.

Матиас Брюггманн | Handelsblatt

Война угрожает радикальному лечению Грузии

Есть еще чудеса на Кавказе. "Постовые, которые честно ошивались на улицах, без разбору останавливали машины и собирали деньги с водителей, исчезли", - говорит 67-летний Анзори.

Работая таксистом, Анзори часто страдал от этих бандитов в форме. Теперь он ликует: "Их больше нет! Наш новый президент Михаил Саакашвили обещал нам это. И он сдержал свое слово. Правительство купило 20 полицейских фольксвагенов, и теперь они патрулируют город". А кто будет пойман за взяточничество, того уволят.

Не верится и в чудо, которое намечается в промышленном центре Рустави, в 30 километрах от столицы. Говорят, что развалившийся сталелитейный завод нашел двух итальянских инвесторов, которые собираются купить 98% акций у грузинского государства и вложить в предприятие 300 млн долларов. Вновь появятся 5000 рабочих мест.

Через 13 лет после распада СССР один человек собирается освободить свою родину Грузию от коррупции и экономической нищеты. Это обещал Михаил Саакашвили, когда в ноябре 2003 года в результате "революции роз" он сместил с поста президента своего ненавистного предшественника, Эдуарда Шеварднадзе. Прошел год, но волна надежды среди населения не убывает даже после загадочной смерти премьер-министра Зураба Жвании на прошлой неделе. Жвания считался мотором реформ. В том числе и поэтому сейчас на плечах 37-летнего главы государства лежит еще больший груз ответственности.

Поэтому Михаил Саакашвили, изучавший юриспруденцию в Нью-Йорке, теперь будет еще больше полагаться на машиностроительного олигарха Каху Бендукидзе, которого он назначил на должность министра экономики. С помощью радикальной налоговой реформы и резкими приватизациями грузинский тяжеловес (как в прямом, так и в переносном смысле) собирается дать толчок экономике страны: "Мы должны продать все, кроме нашей чести". Из 21 налога остаются только 9, включая рекордно низкий подоходный налог в 12%. Бендукидзе уже смог пожать плоды такого радикального лечения: экономический рост в первом полугодии 2004 года составил 9,4 %. Теперь в Грузию возвращаются первые 800 тыс. грузин, которые жили за рубежом.

Новая власть не церемонится. Предпринимателей из лагеря Шеварднадзе и высокопоставленных коррумпированных чиновников арестовали перед телекамерами. Лишь при условии, что они вернут взятки и неуплаченные налоги, они смогут выйти на свободу. Это действует. С тех пор деньги в казну министерства финансов текут рекой.

Тем не менее предприниматели довольны новым экономическим курсом. "За короткое время Саакашвили уже многое сделал", - хвалит Алекс Хиковани, коммерческий директор крупнейшей в Грузии винодельни, 75% которой принадлежат французскому ликероводочному гиганту Pernod Ricard.

Однако следы потерянных лет видны в Грузии повсюду. Деятельный Саакашвили сокращает число чиновников, чтобы снизить коррупцию, а на проспекте Руставели все больше и больше бездомных детей. С другой стороны, шикарные лимузины с тонированными стеклами, стоящие перед казино в окружении телохранителей, свидетельствуют о том, что криминал еще существует. Во многих витринах магазинов в центре города видны объявления "Сдается в аренду".

Но настоящая угроза для новой надежды Грузии исходит с севера, от России. Еще одна сцена на проспекте Руставели. Три дюжины солдат несут на плечах открытый гроб с телом своего товарища. Он пал в боях за сепаратистскую республику Южная Осетия. Необъявленная война с Россией - пока лишь слабый огонек, но это уже угроза.

Руководство Южной Осетии собирается объединить республику с входящей в состав России Северной Осетией. Российская армия, замаскированная под миротворцев, уже стоит на юге и усердно раздает южным осетинам российские паспорта. Но Саакашвили объявил, что вернет мятежные регионы под контроль центра.

Фади Асли, президент американской торговой палаты в Тбилиси, тоже об этом беспокоится. Через два-три года придут западные инвесторы, но только если не начнется война, говорит этот жилистый ливанец. Его фирма Agritechnics Group продает продукты питания, издает газету и импортирует химикаты. У Асли скептический взгляд на происходящее: "Грузия - это красивая женщина, которая хочет хорошо выйти замуж. Но ее отец - мафиози, брат - наркоман, а мать торгует собой. Как же ей найти мужа?"

Источник: Handelsblatt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru