Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 января 2001 г.

Серж Андерлен | Le Temps

Калининград может вновь раздуть огонь холодной войны на Балтике

Москва, по всей видимости, продолжает размещать на своей самой западной территории тактические ядерные заряды. Российский президент опровергает эти сообщения, однако в Польше и странах Балтии усиливается обеспокоенность.

Владимир Путин, отвечая в это воскресенье на вопрос о сведениях, опубликованных на прошлой неделе в ?Вашингтон Таймс?, лишь пожал плечами. Кремлевский руководитель, стоя рядом с канцлером ФРГ Герхардом Шредером, находившимся в Москве с частным визитом, улыбнулся и сказал, что ?это чепуха?. Однако по другую сторону Атлантики некоторые стратеги из Пентагона и наиболее влиятельные советники по военным вопросам будущего президента Буша отнеслись к этой ?чепухе? самым серьезным образом. Российские войска, видимо, разместили ядерные тактические ракеты на одной из своих баз в Калининградской области, этом странном российском анклаве, оторванном от территории страны, расположенном между Польшей и Литвой и омываемом водами Балтийского моря.

Данный шаг может свидетельствовать о том, что Москва начала оказывать явное давление, о чем она предупреждала в течение нескольких последних лет с началом процесса расширения НАТО на Восток, когда в 1999 году членами Североатлантического альянса стали Польша, Чехия и Венгрия. Этот шаг также совпал с принятием Кремлем новой военной доктрины, суть которой, в частности, заключается в использовании ядерных средств сдерживания с целью компенсации острого недостатка средств для ведения войны с использованием обычных вооружений. Согласно информации, опубликованной в американской газете со ссылкой на компетентные источники, российская сторона приступила к размещению ядерных ракет на территории Калининградской области в июне 2000 года. ?Если русские осуществили переброску этого оружия в анклав, то речь идет о явном нарушении обязательств по превращению Балтийского моря в безъядерную зону?, - заявил официальный представитель Пентагона Кеннет Бейкон. Пока точно неизвестно, о каких ракетах идет речь. Вероятнее всего, это относительно новые ракеты типа ?Тока?, с дальностью поражения 72 км, вполне достаточной для нанесения удара по войскам НАТО, дислоцированным на территории Польши, аванпосте Североатлантического альянса в Восточной Европе.

В Варшаве обеспокоенность достигла такого уровня, что президент Александр Квасьневский потребовал проведения независимой инспекции в Калининградской области. В трех балтийских республиках, которые надеются стать членами НАТО уже в 2002 году, наблюдают за этим внезапным всплеском напряженности с дипломатической сдержанностью. В ходе состоявшейся в эти выходные встречи в Кракове министры обороны Эстонии, Латвии и Литвы, рассматривая этот вопрос, рассудили следующим образом: если информация подтвердится, то она лишь ускорит их вступление в альянс. ?В конце концов, у западных стран может сложиться впечатление, что страны Балтии не могут доверять России?, - заявил министр обороны Латвии Валдис Кристовскис. До самого последнего времени западным лидерам удавалось сглаживать обеспокоенность Вильнюса, Таллинна и Риги рассуждениями о том, что скорое вступление этих стран в Европейский союз снизит агрессивность намерений "русского медведя".

С момента распада Советского Союза этот российский анклав продолжает оставаться источником многочисленных вопросов у западных военных экспертов. Москва, осознавая сложность поддержания постоянной связи с этой ?внешней? территорией, регулярно выступает с самыми противоречивыми заявлениями. Так, на протяжении первой половины 90-х годов Кремль лелеял мечту превратить эту область в беспошлинную зону, нечто подобное Балтийскому Гонконгу, где бы царствовала свободная торговля. Кремль также надеялся оживить исторические воспоминания о том, что Калининград до Второй мировой войны назывался Кенигсбергом. Здесь родился Кант, а еще раньше здесь была вотчина тевтонских рыцарей, - все это должно было привлечь богатых германских ностальгирующих туристов.

В 1995 году Россия внезапно осознала тщетность своих усилий, направленных на сдерживание расширения НАТО на Восток. Таким образом, этот анклав превратился для российский военных в наиважнейший западный аванпост. После вывода российских войск, сначала из Восточной Германии (1990-1991), а затем и из Польши (1992) и стран Балтии (1994), стратеги из бывшей Советской Армии и Балтийского флота лишились в этом районе один за другим нескольких портов. В настоящее время у них осталось на Балтийском море лишь две военно-морских базы: Кронштадт под Санкт-Петербургом (акватория этой базы продолжительное время покрыта льдом) и Балтийск под Калининградом. В 1995 году московская ?Независимая Газета? выдвинула гипотезу о том, что первый с момента завершения холодной войны вооруженный конфликт между Востоком и Западом может начаться из-за Калининграда. Канадец Вильям Ромпкей, представитель комиссии Североатлантической Ассамблеи по проблемам безопасности на Севере, заявил недавно, что ?с продолжением нынешнего процесса расширения (НАТО) вновь возникает угроза потенциального конфликта. Польша является единственным новым членом НАТО, имеющим общие границы с Россией, и, прежде всего, с Калининградской областью. Эта ситуация лишь усиливает враждебность Москвы? Она опасается того, что Калининград со вступлением Литвы в НАТО окажется в полном окружении стран-членов Североатлантического альянса?.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru