Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 января 2002 г.

Питер Слевин | The Washington Post

Новые торговые отношения для восьми стран

Администрация Буша, уже сделавшая шаги на пути установления нормальных торговых отношений с Россией, предпринимает усилия, направленные на то, чтобы Конгресс позволил еще восьми бывшим советским республикам - в том числе двум странам Средней Азии, где нарушаются права человека - избавиться от торговых ограничений, наложенных в коммунистические времена.

По словам осведомленного источника, в случае Узбекистана и Турмении главным стимулом является стремление вознаградить эти государства за помощь в войне против терроризма. Сторонники этих мер в администрации считают, что закон 1974 г., увязывающий торговый статус с поведением правительства, не является ни эффективным, ни уместным в нынешних условиях.

Критики, в первую очередь правозащитные организации, опасаются, что администрация отказывается от сильного рычага влияния на репрессивные режимы и ведет себя непоследовательно, решая, с каких стран можно снять торговые ограничения. Они говорят, что Узбекистан и Туркмения, недавние союзники про проведении наступательной операции против террористов "аль Каеды" в соседнем Афганистане, не достойны нормальных торговых отношений.

Такие страны "считают повышение статуса признаком того, что они стали полноправными партнерами США, и, с точки зрения Америки это, казалось бы, правильно, так как закон может показаться пережитком советской эпохи. К сожалению, некоторые их этих государств также являются пережитками советской эпохи", - считает Том Малиновски, представитель "Human Rights Watch".

Учитывая тот факт, что торговые ограничения порой становятся жертвами непрекращающихся на Капитолийском холме дебатов между сторонниками беспрепятственной торговли и ее противниками, попытка администрации снять запреты может стать первым испытанием того, как на это уравнение повлияла антитеррористическая кампания. Кроме того возникают вопросы в отношении судьбы некоторых традиционных задач и ценностей внешней политики в то время, когда война с воинственным экстремизмом стала главной движущей силой в международных отношениях.

"Мы спустили на тормозах некоторых из наших традиционных опасений, связанных с правами человека. Этого требует процесс создания коалиции. Это делается для достижения более важной цели - для победы над терроризмом, - говорит бывший председатель комитета по внешней политике палаты представителей Конгресса США демократ Ли Хэмилтон. - Нельзя идти в Пакистан или Эль-Рияд и читать нотации о правах человека".

Два месяца назад, когда администрация Буша готовилась снимать торговые ограничения с некоторых бывших советских республик, Узбекистан и Туркмения были исключены из списка в связи с жестокими нарушениями прав человека. Но после 11 сентября их сотрудничество в войне с терроризмом изменило ситуацию.

"Момент выбран не случайно", - сказал представитель Госдепартамента, попросивший не называть его имени. Госдепартамент предупредил Конгресс о том, что администрация хочет повысить статус России в течение трех месяцев, и еще восьми стран - в течение девяти месяцев. Некоторые сотрудники американских внешнеполитических ведомств заявили, что никаких формальных стратегических решений пока не принято.

Предпочтительная позиция - объединить все государства, кроме России, в один пакет, требующий принятия единого законодательства. Другой подход - разделить их на группы и рассматривать законопроекты в различные сроки. В любом случае администрация намерена требовать от правительств письменных гарантий проведения определенной политики и экономических мер. Вырабатывая подход, чиновники консультируются с Конгрессом и заинтересованными группами.

"Пока мы не определись со списком. Пока не все решения приняты, - сказал один высокопоставленный чиновник, назвав снятие ограничений способом "оставить Холодную войну за спиной... создать новых торговых партнеров".

Советники Буша отвергают мысль о том, что снятие ограничений, предусматривающихся поправкой Джексона-Вэника, говорят о том, что США теряют интерес к правам человека в этом регионе. Как сказали некоторые чиновники, есть мнение, что есть другие формы дипломатического воздействия, которые работают лучше.

"Я никогда не считал эту поправку Джексона-Вэника полезным инструментом. Она просто не является таковым. Мысль о том, что мы отказываемся от рычага, неверна", - сказал один из участников дискуссии. Другой высокопоставленный представитель внешнеполитического ведомства добавил: "Джексон-Веник - важный рычаг, но он был предназначен для совершенно определенной цели в другое время".

Поправка Джексона-Вэника, принятая в Торговом акте 1974 г. и названная так в честь предложивших ее конгрессменов, не позволяет нерыночным экономикам устанавливать нормальные торговые отношения с США, если они не проводят открытой эмиграционной политики. Поправка принималась с прицелом на Советский Союз, в котором евреи подвергались преследованиям и не имели возможности свободно эмигрировать.

После 1991 г., когда развалился Советский Союз, ограничения перешли на Россию и остальные части СССР. Изначально основным условием была эмиграция, но впоследствии поправка стала способом вознаграждать за прогресс в области создания свободных рынков и защиты прав человека, в том числе демократии, свободы слова и свободы вероисповедания.

В 2000 г. поправка Джексона-Вэника перестала применяться к двум бывшим советским республикам, Киргизии и Грузии. Конгресс заявил, что Грузия выполнила требования о свободе эмиграции и "добилась прогресса в построении демократического правления и создании свободной рыночной экономической системы".

Следующей в списке Белого дома стоит Россия. Отношения с Кремлем потеплели. В ноябре президент Буш сказал, что поддерживает стремление России избавиться от поправки Джексона-Вэника. Буш сказал, что Россия "фундаментально изменилась по сравнению с советскими временами" в том, что касается эмиграции и защиты религиозных и этнических меньшинств.

После развала Советского Союза россиян ни разу не лишали нормального торгового статуса, с 1994 г. Россия выполняет все эмиграционные требования. Россияне считают, что ежегодное обсуждение их поведения в Конгрессе унизительно и мешает отношениям с США.

Президент России Владимир Путин встретился с еврейскими лидерами и заверил их, что Россия уважает их религиозные права. Харолд Лукс, председатель Национальной Конференции Советских Евреев, сказал, что его организация поддерживает повышение статуса России и остальных бывших советских республик. Он заметил, что поправка Джексона-Вэника защищает права человека в очень широкой сфере.

"Мы хотим увидеть признание прогресса и очень четкое заявление Конгресса о том, что отмена поправки Джексона-Вэника не приведет к тому, что Конгресс и администрация перестанут заниматься этим вопросом", - подчеркнул Лукс.

Администрация хочет, чтобы Конгресс снял ограничения с восьми бывших советских республик: Армении, Азербайджана, Украины, Молдавии, Таджикистана, Казахстана, Туркмении и Узбекистана. В список не вошла лишь автократическая Белоруссия, где постоянно нарушаются права человека. Члены администрации добавили также, что Белоруссия не предложила помощь антитеррористической коалиции.

Малиновски считает, что отсутствие Белоруссие в списке, где присутствуют автократические Узбекистан и Туркмения - серьезная непоследовательность. Он сказал, что появление в списке Туркмении - "ясный признак того, что двигателем этого процесса является коалиционная политика".

"Туркмения - это Северная Корея в Средней Азии, - говорит Малиновски. - В этой стране запрещено все, от изучения иностранных языков до оперы. Там нет свободных выборов, политических партий, неправительственных организаций, независимых СМИ. Разрешены только две религии".

Майкл Чанг, председатель американской Комиссии по международной свободе вероисповедания, сказал: "Снять ограничения с Туркмении - это издевательство. Там очень опасное правительство. Кроме того совершенно непонятно, насколько оно полезно в борьбе с терроризмом. Одно из преимуществ поправки Джексона-Вэника состоит в том, что она позволяет участвовать в диалоге и следить за прогрессом в крайне важных сферах".

Представители администрации, сообщившие об определенном прогрессе в Туркмении и Узбекистане после 11 сентября заявив, что США ясно укажут на то, что главным условием хороших отношений является улучшение ситуаций в области прав человека. "Все эти страны так или иначе поймут, что путь к успеху лежит через реформы", - заявил один из советников.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru