Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 июня 2008 г.

Редакция | The Economist

Bondsky проспект

В Лондон приходят русские

Здесь их называют RR - Rich Russians (богатые русские), и каждый мечтает завладеть их вниманием.

Кредитный кризис перекинулся с банков и хеджевых фондов на рынок недвижимости и коснулся высшего общества, поэтому основные аукционные дома озабочены тем, чтобы пресечь любые разговоры о том, что рынок предметов искусства ожидает спад. Пусть Федеральный резерв предостерегает американцев, что их страну ждет экономический спад, а Организация экономического сотрудничества и развития - британцев, что им предстоит столкнуться с 10-процентным падением биржевых курсов, а 200 тыс. из них - и с потерей работы; рынок предметов искусства, утверждают в Christie's и Sotheby's, неуклонно растет.

Последнее крупное падение цен произошло в начале 1990-х, и с тех пор портрет среднестатистического покупателя совершенно изменился. Тогда это были в основном американцы и японцы. Когда бум 1980-х в 1991 году сменился рецессией, оба рынка пострадали одновременно. Сегодняшний рынок, по словам представителей аукционных домов, защищен лучше, поскольку теперь предметы искусства покупают люди из многих стран.

Искушаемые недавним рывком цен и из-за слабости доллара неспособные конкурировать, когда ставки на аукционе достигают самых высоких отметок, американцы в основном продают предметы искусства, выставляя на торги больше, чем покупают сами. Однако новые покупатели из Китая, стран Ближнего Востока, Индии и России в полной мере уравновешивают эту картину.

К примеру, пять лет назад больше 500 тыс. долларов на аукционах Sotheby's могли потратить представители 36 стран. В прошлом году это уже были уроженцы 58 стран. Самые экстравагантные покупатели - россияне. Только за минувший месяц проживающий в Лондоне миллиардер Роман Абрамович заплатил 86 млн долларов за "Триптих" (1976) Фрэнсиса Бэкона - это самая высокая цена, какую давали за произведение искусства на аукционе, - и еще 34 млн за "Спящую инспекторшу пособий" Люсьена Фрейда, в результате чего последний стал самым дорогим из живущих ныне художников.

Абрамовича никогда не относили к числу основных покупателей. В те пятнадцать лет, что он прожил с матерью своих пятерых детей Ириной, олигарх покупал разве что такие картины, которые можно повесить на стену для украшения интерьера. В начале прошлого года супруги расстались. 4 июня в среду Абрамовича видели на ярмарке современного искусства Art Basel с его новой подругой Дарьей Жуковой. Сейчас она занята переоборудованием здания заброшенного автобусного депо, выстроенного архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым, в Московский центр современной культуры - он должен открыться в сентябре. На выставке Абрамовича и его спутницу сопровождала новая советница олигарха по вопросам искусства - Молли Дент-Броклхерст, бывший директор лондонской галереи Ларри Гагосяна и агент художника Дэмиена Херста.

Однако Абрамович - это лишь верхушка айсберга. В 2004 году нефтяной и металлургический магнат Виктор Вексельберг внезапно выложил больше 90 млн долларов за принадлежавшую семье Форбс коллекцию императорских пасхальных яиц Фаберже.

Считается, что грузинский миллионер Борис Иванишвили был тем анонимным покупателем, который в мае 2006 года на нью-йоркском аукционе Sotheby's заплатил 95,2 млн долларов за "Дору Маар с котом" работы Пикассо.

В феврале минувшего года его племянник отдал 11,2 млн долларов за "Белое каноэ" (1991) кисти живущего в Тринидаде художника шотландского происхождения Питера Дойга. А в сентябре минувшего года занимающий высокий пост в "Газпроме" Алишер Усманов заплатил больше 50 млн долларов за коллекцию предметов искусства, собранную одним из известнейших российских виолончелистов Мстиславом Ростроповичем и его женой Галиной Вишневской. Олигарх выкупил собрание всего за несколько дней до того, как его должны были выставить на Sotheby's. Три недели назад Усманов, который сам предметы искусства не собирает, выставил коллекцию Ростроповича в Константиновском дворце под Санкт-Петербургом.

Россияне, грузины, украинцы, подобно многим неофитам, сначала покупают то, в чем разбираются. Благодаря их энтузиазму продажи русского искусства на Sotheby's за девять лет выросли в 30 раз - с 6 млн долларов в 2000 году до более чем 180 млн в 2007. В последние пять лет, по подсчетам специалистов аукционного дома, список российских покупателей ежегодно пополняется на сотню имен.

На самом престижном русском аукционе Sotheby's, во время вечерних торгов, которые состоялись в ноябре минувшего года в Лондоне, 15% покупателей впервые принимали участие в работе русского отдела, а еще % (в тексте пропущены цифры. - Прим. ред.) вообще никогда и ничего прежде не покупали на Sotheby's.

На этой неделе, с 9 по 11 июня, состоится серия торгов, на которой будет выставлено произведений живописи, скульптуры, ювелирного искусства и других работ более чем на 100 млн фунтов (200 млн долларов). Трем аукционным домам представится случай проверить, придут ли на аукцион российские клиенты.

Главные лоты и у Bonham's, и у Sotheby's - работы Натальи Гончаровой, центральной фигуры московского авангарда, которая после революции 1917 года уехала из России и в конце концов обосновалась в Париже. В июне 2007 года на аукционе Christie's работа Гончаровой "Сбор яблок" (1909) ушла за 4,9 млн фунтов, в результате чего она стала самой дорогой художницей в мире.

В результате этого успеха на рынок попали две необычные ее картины. На первой изображена летящая по волнам голубая яхта. Ее Гончарова написала в Швейцарии вскоре после отъезда из России, а в 1950-х годах передала Джону Ротенштейну, который впоследствии стал директором лондонской Национальной галереи. Другое полотно - это "Натюрморт с фруктами", который Гончарова создала еще в России, после чего он на протяжении многих лет висел над камином у одного француза - коллекционера живописи в этническом стиле.

Наиболее выгоден современный российский рынок, на котором цены могут в одночасье взлететь с нескольких тысяч до миллионов фунтов. Традиционный рынок уже в большей степени устоялся. Покупателям, которые руководствуются максимой "покупай качество, покупай имена", будет из чего выбрать. Возможно, на аукционе не будет, например, работ украинца-кубиста Константина (ошибка автора: Казимира. - Прим. ред.) Малевича, которого глава русского отдела Sotheby's Джо Викери считает величайшим художником на территории бывшего СССР, но этот недостаток будет в полной мере восполнен 11 работами Ивана Айвазовского, "российского Уильяма Тернера"; прекрасной обнаженной натурой Зинаиды Серебряковой (выставляемую картину она написала в 1929 году, в самый покупаемый ее период); тремя колоритными полотнами Марии Васильевой, писавшей в стиле модерн и перед Второй мировой войной переехавшей в Париж; рядом картин русского импрессиониста Константина Коровина и прекрасным, сильным пейзажем с деревьями самого прославленного русского художника Мартироса Сарьяна.

Аукцион русского искусства Bonham's откроется в зале на Нью-Бонд-стрит 9 июня в 14 часов. Основные русские торги Sotheby's состоятся в тот же день в 19 часов. Вторая сессия начнется 10 июня в 10:30. 11 июня в 14:30 в аукционном зале на Кинг-стрит откроются русские торги Christie's

Также по теме:

"Черный юмор" британских художников покорил Россию (The Independent)

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru