Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 марта 2005 г.

Мэтт Рис, Джамиль Хамад | Time

Бегство от тени Арафата

В прошлую субботу президент Палестинской автономии Махмуд Аббас дал первое с момента своего вступления в должность в январе интервью англоязычному изданию. Он встретился в своем кабинете в районе Западного берега с главой иерусалимского представительства TIME и корреспондентом Джамилем Хамадом. После того как Аббас позвонил секретарю, чтобы ему принесли сигарету (он не носит пачку с собой, надеясь, как он шутит, что это поможет ему "снизить употребление никотина"), он в течение часа говорил о трудностях, которые его ждут.

- Как вы думаете, какими будут последствия для Палестины событий в Ливане?

- С этим все абсолютно понятно. Президент Ассад сказал, что выведет войска. Но что касается последствий для нас, мы не знаем, какими они будут. Мы не знаем требований Америки.

- В Вашингтоне многие думают, что рост демократического движения на Ближнем Востоке связан с давлением президента Буша.

- Я не думаю, что мы создали демократию из-за того, что Буш подтолкнул нас к этому. Мы решили, что нам необходим демократический процесс, и мы пришли к этому без всякого давления.

- Теперь, когда вас избрали, прогресс будет зависеть от перемирия с группировками "Хамас" и "Исламский джихад", которые противостоят миру. Насколько это надежно?

- Я заключил перемирие с "Хамас", когда был премьер-министром. После того как я возглавил Палестинскую автономию, я вел с ними переговоры, и они спокойно приняли условия. Это демократия. Мы должны работать с ними в соответствии с этим.

- А когда они устраивают теракты смертников, как последний теракт в Тель-Авиве?

- Они сказали, что они не несут за это ответственности и намерены придерживаться условий перемирия. Все исламистские группировки. Даже те, что в Дамаске.

- А кто тогда несет ответственность за теракт в Тель-Авиве?

- Это были индивидуальные террористы. Мы арестовали пятерых. Если вы спрашиваете меня, кто несет за это ответственность, то ответственность должен нести Израиль. Террористы пришли из пригорода Тулкарема в Тель-Авив, перебравшись через стену. Так кто же виноват? Стена и Израиль.

- "Хамас" получил места в муниципалитете в выборах в январе. У Организации освобождения Палестины появилась оппозиция?

- Это - доказательство того, что они собираются действовать как политическая партия, что уже хорошо.

- В Израиле и США шокированы тем, что "Хамас" может быть у вас в парламенте.

- Почему бы и нет? Они должны быть в парламенте. Они будут разделять ответственность. В Израиле больше 33 политических партий левых, правых, промежуточных.

- Каковы ваши планы о мирном соглашении с Израилем?

- Мы предложили Израилю и Америке, воспользовавшись неофициальными каналами, определиться по вопросу нашего статуса, пока мы работаем над начальными стадиями программы "Дорожная карта". Если мы начнем прямо сейчас, у нас будет много времени, чтобы совместно с американцами прийти к каким-то идеям. Но если мы преждевременно, без подготовки, перейдем к третьей стадии "Дорожной карты", в результате чего возникнет такая же критическая ситуация, как в 2000 году в Кэмп-Дэвиде, то ситауция будет неразрешимой.

- Президент Буш написал премьер-министру Израиля Шарону письмо, в котором говорит, что в окончательном соглашении не будет идти речь о праве на возвращение, все будет в соответствии с границами и статусом Иерусалима в 1967 году.

- У президента Буша нет права предсказывать итоги соглашения. Все эти вопросы должны обсуждаться на финальном этапе, а не сейчас. Он не может давать никаких обязательств от лица палестинского народа. Только мы имеем право говорить "да" или "нет".

- Как вы думаете, не придется ли вам принимать непопулярные решения и идти на непопулярные компромиссы, чтобы достигнуть соглашения?

- Я обещаю, что все компромиссы будут выноситься на референдум. Люди примут или отвергнут их.

- Как, по вашему, вы сможете достигнуть соглашения за пятилетний президентский срок?

- Мне придется это сделать, потому что после этого я больше не буду президентом.

- Ясир Арафат был символом Палестины для всего мира. Вы видите себя лидером другого типа?

- У нас разный склад. Я хочу выложить все карты на стол, и вам решать, согласны вы это принять или нет. Даже когда я участвовал в выборах, мои друзья отговаривали меня от такого поведения. Но я сказал: "Нет, я должен сказать людям все, и они либо выберут меня, либо нет".

- Вы не боитесь вызвать у людей гнев? Вашей жизни угрожали?

- Все мы в опасности. Мы мусульмане. Мы верим, что когда приходит пора умереть, ты умираешь.

- Опасно просто быть палестинцем?

- Опасно. Но опасно также быть и американцем. Помните, что случилось с "башнями-близнецами"? Если верить в бога, то страха не будет.

- Вы родились в Сафаде, в месте, которое теперь принадлежит Израилю. Как вы чувствовали себя, когда вернулись туда в 1995 году?

- Я испытал глубокую печаль. Это моя страна. Я знаю там каждую улицу, каждый магазин. Но теперь я не имею права там быть. Такова жизнь. Я не прошу, чтобы мне вернули Сафад. Я не стремлюсь туда вернуться.

Источник: Time


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru