9 ноября 2005 г.

Алок Джа | The Guardian

Крысы помогли ученым объяснить тайну диеты Аткинса

Наконец появилось научное объяснение того, почему бесконечное поедание стейков по диете Аткинса помогает людям терять вес: дополнительный белок направляет в мозг сигнал о том, что пора перестать есть.

"Сделанное открытие является ответом на остававшийся неясным до последнего времени вопрос о том, как богатая протеином пища уменьшает чувство голода и количество употребляемой еды", - сообщили исследователи в сегодняшнем номере издания Cell Metabolism.

По версии Роберта Аткинса, покойного прародителя самых знаменитых низкоуглеводных, богатых белками диет, крайне популярных год назад, такой тип питания приносит результаты, потому что сокращение углеводов предотвращает выброс инсулина, который превращает излишки сахара в жир, а увеличение употребления белков заставляет почки работать активнее, использовать больше калорий. Однако его идеи долгое время оставались не подтвержденными экспериментально.

"Хорошо известно, что белковое питание снижает чувство голода и количество принимаемой пищи у животных и людей", - говорит Жиль Митье из Университета Лиона, один из авторов нового исследования.

Недавнее исследование, о котором сообщал журнал American Journal of Clinical Nutrition, например, показало, что люди, сидевшие на диете с подсчетом калорий, 30% которых поступало за счет белков, испытывали меньшее чувство голода по сравнению с теми, кто получал от белковых продуктов 15% калорий. Даже после снятия ограничений на калории представители первой группы употребляли меньше калорий, предпочитая рацион, богатый белками.

Очевидно, эта диета работает. Но почему? Чтобы запутать нас еще больше, исследователи установили, что уровень лептина и инсулина, главных гормонов, ответственных за подавление чувства голода, при увеличении количества белков остается неизменным или даже понижается.

Чтобы раскрыть тайну белкового питания, д-р Митье посадил на белковую диету крыс и начал внимательно следить за изменениями в их метаболизме. К своему удивлению, увеличение белка в диете крыс привело к повышенной активности генов, участвующих в выработке глюкозы в тонком кишечнике. Увеличение содержания глюкозы в тонком кишечнике улавливается печенью, которая передает сигнал в те части мозга, которые участвуют в регуляции аппетита. А мозг дает приказ перестать есть.

Исследователи заявили, что их работа наконец включила белок в мозаику контроля аппетита, и, поскольку тонкий кишечник человека работает так же, как и у крыс, регуляция метаболизма глюкозы в тонком кишечнике может стать новой целью в борьбе с ожирением.

Источник: The Guardian