Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 сентября 2002 г.

В Красноярске священники, раввины и коммунисты ощущают на себе русскую разновидность антисемитизма

Это, к сожалению, нельзя оспорить ? в сибирском Красноярске, городе, где проживает один миллион человек, существует антисемитизм. В прошлом году несколько молодых людей на тридцати надгробных памятниках нарисовали свастиками. Вениамин Лееб Вагнер рассказывает об этом совершенно спокойно. Молодой раввин знает, что стоит за этим. Это были совсем молодые люди, почти дети, которые, вероятно, слишком много выпили. Беспризорники, как говорят в России, ? бездомная, обделенная вниманием, отторгнутая обществом молодежь. "У них не хватает на водку. А по телевизору они слышат еврейские фамилии..."

Нет, этим не все сказано. Причины осквернения могил надо объяснять иначе. Возможно, так: "Все это началось при Горбачеве, тот отбросил нас на 20 лет назад, разрушил Советский Союз, и кому это пошло на пользу? Березовскому, Гусинскому, Абрамовичу ? на этом нажились евреи. А мы обнищали". Это слова одного пенсионера, услышанные несколькими днями раньше на рынке в другом крупном сибирском городе, в Иркутске. Пенсионер вынужден жить на 2000 рублей в месяц, это меньше 70 евро. И он создал себе образ врага. Он не коммунист и никогда им не был, хотя и входил в разные массовые организации. Может быть, он антисемит? Нет. "Я называю только имена, ну вот". Никакие возражения не помогают.

Раввин Вагнер знает достаточно таких примеров. Но он не хотел бы ничего обобщать. На государственном уровне, на этом он настаивает, антисемитизма не существует. Такие тенденции есть в обществе, но организованных группировок в Красноярске нет. Поэтому милиция при всем своем старании не может найти преступников, осквернивших кладбище, которому уже более 200 лет. Но то, что перед входом в синагогу стоит охранник в форме, явно не случайно.

Мы зашли в синагогу с заднего двора, над которым господствует огромная ханукальная свеча из бетона. "Что за устройство рядом с ней? Это не предмет культа. Это самый обыкновенный насос". Свеча, скорее всего, поставлена недавно. На соседнем участке строится четырехэтажное здание общинного центра, с миквой (бассейном) и большим молитвенным помещением, "и обратите внимание на то, что помещения для женщин и мужчин находятся на одном и том же уровне". Это новация. Однако "споров вокруг теоретических и практических религиозных вопросов не ведется. Мы не ортодоксальные евреи, не новаторы и не фанатики".

С тех пор как русский дворянин Андрей Дубенский основал в 1628 году Красноярск, в городе всегда существовала еврейская община. Вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Старая, построенная из дерева синагога, разрушилась; когда рабби Вагнер приехал из Израиля, ее уже не существовало. Это было вскоре после регистрации религиозной общины в 1991 году. Она насчитывает около 2500 членов.

Речь здесь идет только о независимой "культурной общине". В целом, среди примерно 900 000 жителей Красноярска ? около 7000 евреев, "но -, констатирует раввин, - есть много случаев, когда у человека мать ? еврейка, а отец ? не еврей. Такие люди не чувствуют себя евреями", и они по большей части нерелигиозны. Но и людей, регулярно посещающих синагогу, тоже немного.

То же самое и у других конфессий. Пожалуй, только один процент населения ходит в церковь, полагает католический священник Тадеуш. Ему 33 года, он ровесник рабби Вениамина Вагнера, а также главы исламской общины. "То, что мы принадлежим к одной возрастной группе, облегчает интеллектуальное сотрудничество", - говорит Вагнер, и Максим, которому примерно столько же лет, весело подтверждает это. Максим помогает нам с переводом. Он из Красноярска и живет в местном монастыре, в котором Тадеуш, который сам родом из Будапешта, вот уже на протяжении семи лет пытается собрать и опекать живущих в регионе католиков.

Чтобы найти их обоих, потребовались недюжинные способности следопыта. Конечно, все знают улицу Диксон. И там на домах даже есть номера. Но нет только номера 27. Подростки на бензоколонке, где кроме топлива продаются напитки ? будем надеяться, что безалкогольные ? местные, и тем не менее они никогда не слышали о церкви или о монастыре.

Похоже, надо добираться по одной из этих пыльных грунтовых дорог, но из-за того, что номера домам присваивались безо всякой системы, поиски продолжаются более получаса. С успехом и радостным возгласом "Ну вот!" открываются ворота из палисандрового дерева, и мы уже во внутреннем дворе. Тадеуш нас терпеливо ждал. Он был готов к этому.

Собственно, после семинарии он собирался во Вроцлав или в Испанию. Однако его переубедил фильм о двух католических общинах в Красноярске, о дефиците священников и поисках Бога. "Последний священник, который служил здесь, был убит в 1936 году". С тех пор здесь не было постоянного пастыря. И он поставил перед собой задачу "найти всех католиков, которые утратили связь с церковью".

Первые из них три года назад начали перестраивать этот деревянный дом в монастырь. Сюда на короткое время приезжал священник из Германии, а позже другой ? из Ирландии; но оба они уехали. Его вдохновила история 102-летней женщины из отдаленного Канска, которая для себя одной составляла церковный календарь. Она рассчитала его до 2013 года "и при возможности продолжает над ним работать".

Он беспокоится об отдаленных деревнях, в том числе и немецких, где нет никаких священников. Пастырей должно быть не меньше десяти, но кроме него их в Красноярском крае всего двое, один ? на Крайнем Севере, в Норильске, почти в 3000 километрах, другой ? в Ачинске, это в 200 километрах в западном направлении. Если подумать, что на праздничную службу только здесь, в городе, приходит до 400 человек и по 50 ? на мессу, то понятно, как обстоят дела в отдаленных деревнях.

Впрочем, у православной церкви те же проблемы. Она тоже долгое время была запрещена, поясняет Тадеуш. Отсюда ? хорошее отношение к молодым священникам здесь, в Красноярске ,"как нигде в другом месте". Отсюда и сотрудничество между конфессиями.

К тому же Тадеуш не собирается завоевывать новые территории для католической церкви. Правило его ордена ? он кларетинец ? не допускают этого. Этот орден, основанный в 1855 году в Испании Антонио Марией Кларетом и Кларой, занимается распространением заветов богоматери и религиозным просвещением.

Поэтому Тадеуш, Максим и некоторые оборудовали в подвале студию. Они делают еженедельные получасовые передачи для местной радиостанции "Авторадио" и записывают лазерные диски и видеокассеты для общин. Там нет никаких проблем, подчеркивает Тадеуш.

Однако православную верхушку обуревают сомнения. "Возможно, им не нравится, что сейчас строится семь новых католических храмов, по крайней мере, я так думаю".

Иркутская епархия, которая у католической церкви относится к Красноярску, в настоящее время осталась без епископа. "Но как только епископ получит визу ? он из Польши, ? снова станет лучше".

Тадеуш, очевидно, считает тему мелкой. Но она взрывоопасна. Католическая церковь полгода тому назад создала в России на месте апостольских администратур епархии. Она рассматривает это как внутрицерковный процесс.

Но у российских чиновников иная точка зрения. Все общественные объединения должны быть зарегистрированы в уполномоченных органах юстиции, а правильнее сказать ? одобрены.. Новым епархиям требуется новая регистрация. С другой стороны, все местные общины давно зарегистрированы. Отказ в выдаче визы иркутскому епископу Ежи Мазуру может быть рассмотрен как угроза объявления вне закона и новых епархий, и старых общин.

Многие деятели католической церкви вне России предполагают, что за этим стоит православная церковь, которая со времен Петра Великого тесно связана с государством. Возможно, "государству" не нравиться, что более 80 процентов католических священников в России не являются русскими.

Однако внутри православной церкви играют в другие идеологические игры. Некоторые священники настолько симпатизируют неонацистским движениям, что они терпят в своих церквях такие памфлеты, как "Протоколы сионских мудрецов", фальшивку, созданную в тайной полиции (не сталинской, а царской тайной полиции в 1907 году), злостное подстрекательство к антисемитизму.

В обществе до сего дня ширятся праворадикальные движения. Иногда они прибегают к насилию. Как несколько месяцев назад в Москве после футбольного матча. Такими происшествиями занимается министерство внутренних дел. Там стараются смягчить ситуацию: "Антисемитские проявления в отдельных российских регионах имеют хулиганский характер". Только хулиганский? Если б это было так просто.

Источник: Frankfurter Rundschau


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru