Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 сентября 2003 г.

Алона Вартофски | The Washington Post

Биография башен, оказавшихся в центре трагедии

"Центр мира", трехчасовой документальный фильм о Всемирном торговом центре, воспринимается как два отдельных фильма.

Первая часть - это подробное изложение истории ВТЦ, от идеи, возникшей через несколько месяцев после окончания Второй мировой войны и споров, связанных с ее развитием, до трудностей строительства и появления башен в начале 70-х в городе, переживающем острый финансовый кризис. Все это достаточно интересно.

Но от второй части, посвященной атаке на башни-близнецы 11 сентября 2001 года, невозможно оторваться. Подобно другим невообразимо чудовищным эпизодам истории, гибель 2792 человек в башнях в то утро при пересказе не утрачивает эмоционального воздействия. Спустя два года зрелище самолетов, врезающихся в башни, и крушение зданий по-прежнему потрясают. Еще больший ужас, если такое возможно, вызывают съемки людей, прыгающих из башен, спасаясь от огня: когда они падают, их тела извиваются, а фалды пиджаков трепещут.

События того утра необратимо изменили Нью-Йорк и всю Америку, и при просмотре фильма невозможно не думать об этом. В каком то смысле вторая часть работает против первой.

Картина завершает проект общественного телевидения "Нью-Йорк в документальном кино", и режиссер, он же один из авторов сценария, делает все возможное, чтобы придать ей драматическое напряжение. Повествование в фильме "Центр мира", охватывающее более 50 лет, начинается, когда банкир Дэвид Рокфеллер задумывает этот проект как способ провозгласить глобальное экономическое господство Америки и предотвратить упадок Манхэттена.

Но события недавнего прошлого затмевают амбиции Рокфеллеров и политические махинации, которые потребовались для реализации проекта. Страшное знание того, что предстоит, отвлекает с самого начала. Фильм начинается с исследования символики Всемирного торгового центра, и лишь через четверть часа кто-то впервые упоминает о погибших. Сюжет перемежается высказываниями множества людей: историков, журналистов, политиков. Многие из них интересны, другие банальны, а некоторые настолько нелепы, что явно вырваны из контекста.

Неудивительно, что историки понимают ситуацию лучше, чем журналисты (исключение составляют корреспондент New York Times Джеймс Гланц и архитектурные критики Пол Голдерберг и Ада Луиза Хакстебл). Но самыми сильными из всех интервью оказываются воспоминания людей, работавших в зданиях.

В части, посвященной строительству башен, инженер Лесли Робертсон рассказывает о тестах, которые он проводил. "Одной из моих задач было рассмотреть все события, которые могут произойти в высотном здании", - вспоминает он. Он описывает испытание на "удар самолета", в котором использовался низко летящий медленный "Боинг 707", самый большой самолет того времени. Робертсон пришел к выводу, что здание пострадает, но устоит. "Мы не подумали о том, что случится со всем этим топливом, - грустно говорит он. - Наверное, можно поставить это нам в вину".

Более четверти часа посвящено французскому канатоходцу Филиппу Пти, который в 1974 году совершил нелегальную прогулку по проволоке, натянутой между двумя башнями. Это событие, наряду с открытием популярного ресторана и смотровой площадки Windows on the World, похоже, изменило взгляд на ВТЦ многих жителей Нью-Йорка.

Возможно, важность дерзкого поступка Пти в фильме преувеличена. Повествование нередко портят избыточность эмоций и превосходная степень. (Любой поворотный момент является "критическим", любое изменение - "примечательным".) Еще больше раздражает саундтрек, который временами напоминает музыку к фильму "Титаник".

В какой-то мере фильм обвиняет власти Нью-Йорка в неспособности предвосхитить события 11 сентября, хотя ответственность, конечно, лежит на федеральных службах безопасности. Неоднократно повторяемое утверждение, что к терактам привела "глобализация", слишком туманно и представляется слишком упрощенным объяснением.

Наверное, Всемирный торговый центр задумывался как символ капитализма и мирового господства. Наверное, наши враги считали его олицетворением зла и коррумпированной политической системы. Но для многих из нас после 11 сентября он будет символом потерянных жизней и смелости людей, до этого дня казавшихся абсолютно ничем не выдающимися.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru