Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 сентября 2004 г.

Мишель Лабро | Le Nouvel Observateur

Кавказское проклятие

Северный Кавказ - это большая пороховая бочка: слишком много обид на русских царей и советскую власть осталось у народов региона, напоминает историк Жорж Шарашидзе.

- Как вы объясняете тот факт, что в этой истории с захватом заложников говорили о чеченцах, казахах, ингушах, славянах и даже о террористах "из арабских стран"?

- Именно этой этнической мозаике Кавказ в значительной степени обязан своей репутацией пороховой бочки. Это сравнение может показаться избитым, но оно справедливо. Огромное количество народов проживает в этой горной местности, где насчитывается не менее 40 языков. Многие из этих языков не имеют друг с другом ничего общего, что делает общение невозможным! Ситуация на Северном Кавказе, и без того взрывоопасная, была усугублена Сталиным, который стравливал эти народы друг с другом, чтобы усилить собственную власть.

- Но есть же у этих народов общие ценности, общность культуры?

- Да, и эту общность в значительной мере укрепило давление извне, которое с середины XVIII века оказывала на них политика царей, а потом и советской власти. Кавказцы - это горцы, которых часто изображают людьми жестокими, строптивыми, без колебаний прибегающими к насилию в разрешении своих конфликтов. Эту детскую сказочку Жак Ширак рассказал в 1995 году, объясняя корни конфликта между русскими и чеченцами. Лермонтов, один из величайших русских поэтов XIX века, говорит о "злом чечене", который "ползет на берег, точит свой кинжал". Русская литература изобилует историями о похищениях и набегах, в которых кавказцы являются отрицательными персонажами. Устойчивость этого образа, бесспорно, в какой-то мере объясняет то, почему политика Путина, стремящегося раздавить Чечню, вызывает такую вялую реакцию.

- В связи с бойней в Беслане говорят о чеченцах, но также об ингушах и осетинах. Как связаны между собой эти народы?

- Чеченцы - самый многочисленный народ. Они ведут борьбу за независимость, жестоко подавляемую Москвой, при почти полном равнодушии западных стран. Хотя ингуши очень близки к чеченцам, до сих пор они оставались в стороне от войны. Подвергшиеся массовой депортации при Сталине, они чувствовали себя недостаточно сильными, чтобы бросить вызов центральной власти. Хотя в последние несколько месяцев и в Ингушетии появились признаки напряженности.

- А почему это произошло в Осетии?

- Северная Осетия - один из главных опорных пунктов русских на Северном Кавказе: здесь они создали одну из своих крупнейших военных баз. Возможно, это послужило одной из причин. Что касается осетин, то они стоят особняком среди народов региона. Так было раньше, потому что это народ иранского происхождения: осетины - это скифы эпохи античности. Так остается и сегодня, потому в большинстве своем осетины - христиане, живущие в преимущественно мусульманском окружении.

- Некоторые оправдают политику Путина из опасения, что чеченский конфликт распространится на весь регион. Что вы думаете об этом?

- Я в это не верю по причинам, которые я только что изложил. Кавказ состоит из самостоятельных народов, у каждого из которых сформировалось свое отношение к Москве. Здесь девиз: каждый за себя. Нет ни политического, ни религиозного единства, ислам не является достаточным цементирующим фактором. Но сегодня в чеченском сопротивлении участвуют другие силы. Именно они и их гораздо более ригористичный ислам, нередко являющийся результатом зарубежного влияния, грозят привести к радикализации конфликта. Но в значительной мере ответственность за это ложится на разрушительную политику Путина в Чечне.

Источник: Le Nouvel Observateur


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru