Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 сентября 2005 г.

Штеффен Крафт | Süddeutsche Zeitung

Мой ученик - пилот-смертник

Молодая женщина из Германии обучала летному искусству одного из исполнителей терактов 11 сентября - и сегодня все еще испытывает чувство вины.

Когда Доротея Х. передала своему ученику штурвал, был полдень, 28 июня 2000 года. Зиад Джаррах впервые вел самолет, это случилось через 15 минут после старта с аэродрома в Венеции, штат Флорида. Это был его первый летный час, он должен был почувствовать "Чессну-152" и затем вернуть штурвал.

Однако Зиад Джаррах сказал: "Я здесь мужчина, я поведу самолет". Ученик и учитель пристально смотрят друг другу в глаза. Это отвлекает Джарраха, он теряет контроль над самолетом, и "Чессна" валится влево. В испуге Джаррах отпускает штурвал, и за него берется Доротея Х.

"После этого мы стали лучшими друзьями", - говорит она сегодня. Тогда Доротея Х. даже обрадовалась инциденту. Он помог ей объяснить ученику, что на борту всегда один командир - капитан.

Год спустя, 11 сентября 2001 года, ее ученик снова проигнорировал этот закон. Зиад Джаррах вместе с другими террористами захватил самолет авиакомпании United Airlines, следовавший рейсом UA93. Когда пассажиры собрались схватить угонщиков и проникнуть в кабину пилотов, машина резко пошла вниз.

"Я дала ему в руки оружие"

В 10:06 Boeing 757 падает на поле у города Шенксвилл в Пенсильвании. К этому моменту сообщники Джарраха на двух самолетах уже врезались в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и направили третью машину на Пентагон. Западный мир содрогнулся.

В своем последнем полете пилот-смертник Зиад Джаррах тоже не захотел выпустить штурвал. С тех пор его инструктора не отпускает мысль: "Я дала ему в руки оружие".

Доротея Х. хотела научиться летать, еще будучи подростком. Она убеждала своих родителей, чтобы вместо учебы они оплатили ей летные часы. Она страдала от монотонной латыни, перешла в естественнонаучную гимназию, проколола себе бровь и не слушала учителей, которые говорили ей, что это снизит ее шансы на получение работы. Доротея Х. хотела летать. Ее выводила из себя немецкая ограниченность, но еще больше - немецкие нормы, так как они препятствуют женщине в очках стать профессиональным пилотом.

Через несколько месяцев после получения аттестата зрелости она отправляется в США. В Florida Flight Training Center Venice тоже есть свои правила. Она с удовольствием их соблюдает. Она носит синие летные брюки и белую рубашку. В кабине пилота она всегда собирает свои темные волосы в хвост. Доротея Х. в течение года проходит курс летчика-инструктора.

Когда она 27 июня 2000 года впервые встретила Зиада Джарраха при его поступлении в летную школу, ей было 20 лет, и она была самым молодым летчиком-инструктором во всей Флориде. Она вспоминает его белую футболку и бежевые шорты. И его взгляд. "Он смотрел на меня скептически", - говорит она. Наверное, для учителя она казалась ему слишком молодой и, главное, слишком женственной. Доротея Х. подумала: "Он справится. И я тоже".

Всегда превосходно подготовлен

Молодой человек был в летной школе ее вторым учеником. Джаррах хотел получить Private Pilot License (PPL), разрешение на пилотирование одномоторных машин. В течение первых четырех недель Доротея Х. и Зиад Джаррах виделись каждый день по пять часов: два часа - летная подготовка, три часа - теория. Сотни страниц учебника в неделю.

"Зиад ни разу не пришел на занятия неподготовленным. Он был максималистом, - говорит Доротея Х., которая считает, что у него была та же страсть, что и у нее. - Он не хотел просто получить лицензию, как другие. Он хотел стать пилотом".

Зиад Джаррах участвует в пикниках, устраиваемых летной школой, пьет кока-колу. Он приносит с собой баранину или говядину, делает для всех салат из мяса, помидоров и петрушки. Постепенно у них устанавливаются доверительные отношения. Зиад Джаррах рассказывает, что отец послал его из Ливана учиться в институт в Гамбурге. Но он предпочитает летать, а не строить самолеты. Зато в Германии он познакомился со своей подругой Айсель С., студенткой-медиком турецкого происхождения. "Он думал, что это женщина его жизни", - рассказывает Доротея Х.

5 августа 2000 года Джаррах успешно сдает экзамен, 83% ответов по теории правильные. Доротея Х. гордится своим учеником - и немного собой. Она подписывает документ о том, что Зиад Джаррах может пилотировать самолет.

Сегодня Доротея Х. задается вопросом, могла ли она что-нибудь заметить. Во время напряженной части курса, в октябре 2000 года, он переезжает из общежития летной школы на другой конец города. "Ему даже пришлось купить машину, чтобы ездить в школу. Он говорил, что у него есть знакомые, которые предоставили ему квартиру". Теперь она знает, о ком шла речь: пилот-смертник Мохаммед Атта осенью 2000 года посещал другую летную школу в Венеции.

11 сентября 2001 года в 9:30 Доротея Х. приземляется в Венеции после рядового полета. Выйдя из самолета, она узнает о теракте во Всемирном торговом центре. Затем поступает информация о том, в Пенсильвании упал еще один самолет. О том, что нить оттуда идет к ней, Доротея Х. узнала только13 сентября, когда ее разбудил телефон. Она должна приехать в школу, ее ждет специальный агент Линкольн Бенедикто из ФБР. Его визитная карточка хранится у нее до сих пор.

Бенедикто предлагает ей кофе, его вопросы сыплются как горох. С кем дружил Зиад Джаррах? Молился ли он публично? Не замечала ли она за ним чего-нибудь подозрительного? Доротея Х. сказала человеку из ФБР: "Зиад не мог обидеть даже муху". И тут ей стало страшно.

Когда 15 сентября по CNN прозвучали имена террористов, Доротея Х. в четыре часа утра сидела у компьютера. На сайте телеканала она увидела имя своего ученика. На термометре было 26 градусов. Но Доротея Х. не выпила за весь день ни глотка воды. Она ничего не замечала. Она чувствовала, что ею воспользовались: "Ты предпринимаешь все, чтобы сделать из этого человека хорошего пилота, ты стараешься, а потом узнаешь, для чего это все было нужно".

Она научила летать террориста, научила его пользоваться орудием убийства. После 11 сентября у Доротеи Х. появилось много времени для размышлений. На несколько недель полеты по всей стране были запрещены. Репортеры осаждали летное поле, Доротея Х. отделалась от всех. Даже сегодня она не хочет, чтобы ее имя появлялось в печати. Когда запрет на полеты снимут, думала она, я сяду в самолет в качестве пассажира.

Она хотела перебраться в Австралию, чтобы начать жизнь сначала, пусть она даже не представляла себе как. Но она знала одно: "Мне было бы трудно обучать еще кого-то". Ее доверие к себе как к учителю, ее представление о людях - все было поколеблено: "Он уже тогда все знал. А я ничего не заметила".

Доротея Х. хотела уехать подальше. Возможно, чтобы забыть время, проведенное ею во Флориде, время, когда она была счастлива, когда она могла летать и когда у нее были друзья, которые разделяли ее страсть. Когда на нее накатывает чувство вины, она пытается найти в катастрофе рейса UA93 что-то положительное. "11 сентября Зиад убил людей меньше всех". Джаррах унес с собой жизни 44 человек. Полет Мохаммеда Атты - это тысячи жизней. Она понимает, что ее мысль цинична. Но она ей помогает.

Доротея Х. со своим другом сначала отправляется в Австралию на сбор помидоров. Через год она возвращается в Германию. Пробует устроиться на работу авиадиспетчером. И вновь помехой является ее слабое зрение. Тогда она со своим другом едет в Малагу. Наконец, через четыре года после 11 сентября жизнь, кажется, входит в свое русло. Она даже возвращается к своей профессии пилота. Вскоре она будет показывать туристам красоты Испании с высоты птичьего полета.

Если бы она еще раз смогла встретиться с Джаррахом, она бы его спросила, где он прятал свою ненависть. "Ее не было заметно. Он вел себя как мальчик, который играл в самолеты". Она спрашивает: "Я должна была перестать доверять ему после первого полета?" Ответа на этот вопрос у Доротеи Х. нет. Но одно она знает точно: она больше никогда не выпустит из рук штурвал.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2022 InoPressa.ru