Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 сентября 2009 г.

Томас Валасек | Financial Times

Стратегию в отношении ПРО не следует считать отступлением

Все больше признаков указывает на то, что Барак Обама вскоре откажется от развертывания баз ПВО в Польше и Чехии, которое стало одним из главных препятствий в отношениях между Россией и Западом, пишет директор отдела внешней политики и обороны лондонского Центра европейских реформ Томас Валасек в статье для The Financial Times.

Пока что Пентагон неохотно распространяется о том, что придет на смену идее развертывания ПРО в Восточной Европе и будет ли эта смена вообще. Впрочем, пишет Валасек, "американские официальные лица намекали на то, что впоследствии могут появиться новые базы, которые будут ближе к Ирану и (что принципиально) будут созданы совместно с Россией". Подобная противоракетная инфраструктура может оказаться даже более эффективной, чем планировавшаяся в Восточной Европе, продолжает автор, однако не исключено, что отказ от первоначальных планов послужит ложным сигналом, если Москва сочтет, что США покидают регион по прихоти России.

Этого решения ждут давно, отмечает Валасек, ибо "демократы всегда подозревали, что Джордж Буш-младший приукрашивает технические возможности противоракетной обороны", плохо зарекомендовавшей себя во время испытаний. Предлагавшийся им новый третий позиционный район в Польше (два других - на территории США) планировалось оснастить еще не созданными или не прошедшими испытания противоракетами, а в Чехии - развернуть радиолокационную станцию. "У нас уже есть два района, которые не работают, нужен ли нам третий, который тоже не будет работать?" - задается вопросом высокопоставленный сотрудник администрации Обамы.

В принципе более гибкий подход, предусматривающий размещение противоракет ближе к Ирану или на судах ВМФ, может оказаться более успешным, пишет Валасек, однако есть опасения, что Центральная Европа и Россия неправильно поймут это решение. Вопрос состоит в том, не нанесет ли Обама удар по престижу США и безопасности Европы.

Может пострадать репутация США, ведь еще недавно Вашингтон убеждал союзников по НАТО и Россию в том, что с учетом траектории возможных иранских ракет Польша - идеальное место для того, чтобы их сбивать. Возможно, новая администрация права в своем намерении перенести элементы ПРО ближе к Ирану, однако, подчеркивает автор, президент США должен будет "объяснить причины сдвига в политике, иначе он рискует столкнуться с обвинениями в том, что США лгали своим друзьям".

Другой, более значительный риск заключается в том, что Москва может неверно интерпретировать такие изменения как своего рода карт-бланш. Путинская Россия - "более чем реалист", и она, как поясняет Валасек, "ставит военную силу выше других сил влияния". Москва выступает против баз в Польше и Чехии прежде всего потому, что считает Восточную Европу частью своей естественной сферы интересов. При этом, продолжает автор, Вашингтон сейчас видит ситуацию по-новому: Буш был не прав, сделав базы в Польше и Чехии мерилом приверженности США делу обеспечения безопасности Восточной Европы; при этом базы, которые уже оскорбляют Россию, могут и не сработать.

Впрочем, безотносительно намерений Обамы, риск того, что Россия неверно истолкует его действия, велик. Как пишет Валасек, "поэтому президенту надо найти иные пути для того, чтобы обозначить приверженность США делу [обеспечения] обороны Восточной Европы". Так, в апреле, несмотря на возражения со стороны Германии, Франции и других стран с традиционным расположением к России, Обама поддержал возобновление военного планирования в рамках НАТО на случай возможного конфликта с ней. США способны сделать и больше, отмечает автор. К примеру, по итогам этого планирования может быть рекомендовано укрепить базы альянса в Восточной Европе, и Вашингтону стоит выступить в поддержку этой инициативы. Следует также поддерживать проведение военных учений в Восточной Европе вроде тех, что Норвегия регулярно проводит со странами НАТО для совершенствования обороны на случай агрессии со стороны России.

Таким образом, заключает автор статьи, "сбалансированная политика по отношению к России должна сочетать военное планирование с вовлечением". США следует возглавить составление этих планов на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы иметь запасной вариант, если попытки улучшения отношений с Москвой провалятся, и одновременно дать России понять, что Соединенные Штаты остаются в регионе, даже отказавшись от ПРО в Польше и Чехии.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru