Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 апреля 2001 г.

Патрик Тайлер | The New York Times

Захват НТВ - в центре внимания саммита Путина и Шредера

Вчера канцлер Германии Герхард Шредер жестко дал понять президенту Владимиру Путину, что Европа испытывает беспокойство за свободу российской прессы.

В ответ Путин пообещал сделать все возможное, чтобы гарантировать свободу слова. Однако он добавил, что не будет вмешиваться в правовой спор вокруг крупнейшего в стране независимого телеканала НТВ, хотя намерен поддержать права кредиторов канала (союзников Кремля), как собственников, на назначение нового руководства НТВ.

Несмотря на то, что сейчас значительная часть внимания отвлечена на конфликт вокруг НТВ, Путин прибыл в свой родной город на российско-германский саммит с намерением создать условия для интеграции России в Европу - этот проект Шредер, видимо, в значительной степени унаследовал от премьер-министра Великобритании Тони Блэра, который был первым серьезным покровителем Путина в Европе.

Однако пока неясно, насколько Путин привержен демократии и свободе слова, характерных для Западной Европы, что делает политические инвестиции Шредера весьма рискованным делом. Оба лидера дали понять, что свобода слова и НТВ заняли центральное место на их переговорах в первый день саммита, который включал также трогательную церемонию возложения венков на мемориале, воздвигнутом в честь 600 000 россиян, погибщих во время блокады Ленинграда в годы второй мировой войны.

Отец Шредера погиб на этой войне. Отец Путина был ранен, защищая небольшой клочок земли на берегу Невы. Это был наиболее интенсивно обстреливаемый участок на подступах к городу.

На церемонии на Пискаревском кладбище Путин и Шредер шли плечом к плечу под пронизывающим ветром, дующим с Финского залива, чтобы возложить венки, разукрашенные в цвета российского и немецкого флагов. Оба лидера пообещали помнить жертв нацистской блокады, которая длилась 900 дней и унесла жизни 470 000 мирных граждан, умерших от бомбардировок, голода и холода.

Возможно, все дело в обеспокоенности Путина внутрироссийскими проблемами, но, когда Шредер остановился, чтобы поклониться группе российских ветеранов войны, собравшихся на церемонию, российский президент пошел дальше, не присоединившись к германскому канцлеру.

Затем лидеры двух стран дали совместное интервью телевидению; трансляция шла на обе страны. В ходе него Путин подчеркнул, что лидеры двух стран "много говорили" о НТВ и свободе слова, и добавил, он благодарен Шредеру за то, что тот не стал повторять "жестких оценок", высказанных им в частном порядке.

"Государство должно делать все для того, чтобы гарантировать свободу волеизъявления любого гражданина и свободу прессы, в частности",- подчеркнул Путин. Однако он добавил, что такая свобода может быть обеспечена только при создании приемлемых для свободной прессы "экономических условий, стартовых условий для всех - вот к этому должно стремиться государство, и я, как глава государства.

Путин не разъяснил, что именно он хочет сказать этим своим заявлением. Он привел в качестве примера султана Брунея, который встречает глав других государств в сопровождении двух из своих официальных жен, чтобы показать, что в России тоже есть культурные различия, которые не очень понятны для европейцев.

Путин привел также пример захвата корпорацией "Дженерал Электрик" телекомпании "Эн-Би-Си" и скупку Рупертом Мердоком крупных британских медиа-компаний, подчеркнув, что процессы, происходящие в России, почти не отличаются от того, что мы видим в других странах, включая Европу и США.

Он подверг критике журналистов НТВ, которые утверждают, что имеют право избирать генерального директора телеканала (такое право предоставлялось "трудовым коллективам" в советские времена). "Это никак не соответствует основополагающим принципам рыночного хозяйства, при котором собственник определяет, кто возглавляет компанию",- подчеркнул Путин.

Оснополагающим правом, по словам Путина, сегодня является право собственности. "Оно должно быть священно везде",- отметил он.

Затем Путин упомянул о сомнительной учетной практике на НТВ, включая предоставления некоторым своим сотрудникам кредитов на сумму 6,6 млн. долларов.

"Я не считаю, что в этих условиях имею право вмешиваться в спор по поводу экономических аспектов принадлежности НТВ", - заявил он.

Во вторник лидеры двух стран обсудят вопрос о задолженности России Парижскому клубу (она составляет 40 млрд. долларов - около половины из этой суммы Россия должна Германии).

Россия надеется, что Германия обменяет значительную часть долга на акции российских компаний, однако переговоры по данному вопросу пока приостановлены из-за отсутствия в России благоприятных возможностей для инвестиций и необходимых реформ по защите прав инвесторов.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru