Архив
Поиск
Press digest
14 июня 2019 г.
10 апреля 2007 г.

Джейсон Буш | Business Week

Россия снова в игре

На протяжении десятилетий Америка и СССР яростно отстаивали свое влияние на международной арене за счет поставок военных самолетов, ракет и танков противоборствующим сторонам конфликтов по всему миру. Однако после распада СССР в 1991 году российская оружейная промышленность пришла в упадок. Теперь Россия снова вернулась в оружейный бизнес, и к ней потоком хлынули заказы со всех концов света. "Многие страны теперь хотят покупать наше оружие", - говорит Виктор Литовкин, заместитель редактора российского "Независимого военного обозрения".

Для президента Путина возрождение оборонного экспорта - эффективный способ повысить уважение международного сообщества к России. Он также считает это хорошим бизнесом. Продажи российского оружия стабильно росли с тех пор, как в 2001 году Путин пришел к власти, и в этом году должны дойти до 7,5 млрд долларов. Россия сейчас - экспортер оружия номер два в мире после США, которые продали в прошлом году оружия на 21 млрд долларов.

Однако список клиентов Кремля заставляет Вашингтон высоко поднимать брови. В январе российская компания-экспортер "Рособоронэкспорт" поставила Ирану 29 зенитно-ракетных комплексов "Тор М-1" в ходе сделки на 700 млн долларов. Это усилило воздушную оборону Ирана как раз в тот момент, когда США пытались добиться поддержки более жестких санкций ООН в отношении этой страны, которая отказывается выполнять международные требования и дать задний ход своей ядерной программе.

"Фундаментальный вопрос"

Благодаря контракту на 3 млрд долларов в прошлом году президент Венесуэлы Уго Чавес, который не делает секрета из своего антиамериканизма, заказал 100 тыс. автоматов Калашникова, 24 истребителя марки "Сухой" Су-30 и 53 военных вертолета.

Госдепартамент США возражал против обеих этих сделок, как и против экспорта оружия в Сирию. В связи с продажами оружия Ирану и Сирии Вашингтон запретил "Рособоронэкспорту" и другим российским компаниям, ведущим торговлю в области обороны, заниматься бизнесом в США или подписывать контракты с американскими компаниями. Соединенные Штаты озабочены тем, что произведенное в России оружие, проделав путь из Ирана или Сирии, может оказаться в руках иракских повстанцев или террористических группировок, таких как "Хизбалла" или "Хамас".

"Фундаментальный вопрос в том, является ли Россия нашим партнером или нет, и ответ на этот вопрос все чаще отрицательный" для администрации Буша, говорит Эндрю Качинс, директор российской программы в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований.

Связи времен холодной войны

Россия заявляет, что продает таким клиентам, как Сирия и Иран, только средства обороны и что эти продажи не подпадают под международные санкции. "Это не политическое решение для России, это бизнес", - говорит Литовкин. Представители оборонной промышленности также отмечают, что их крупнейшими клиентами являются Китай и Индия, на долю которых приходится 70% доходов от продаж оружия с 2001 года.

Военные связи Москвы с Индией уходят корнями в эпоху холодной войны, в то время как сделки с Китаем Россия заключила отчасти потому, что США и ЕС запретили продажи оружия в Китай после бойни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. В октябре прошлого года Китай подписал контракт на 1 млрд долларов на покупку российских ракетных пусковых установок С-300. В феврале Индия купила 40 истребителей Су-30 за 1,6 млрд долларов.

Самолеты марки "Сухой" являются основой возросшего оборонного экспорта России - на них приходится порядка четверти от всех продаж. Последняя модель истребителя Су-30-МКИ оборудована французской и израильской авиационной электроникой и при этом стоит около 50 млн долларов - примерно на треть дешевле, чем сопоставимый по качеству американский F-16.

Забота о клиентах включена

"Это главный бриллиант в короне российско-советской авиационной промышленности", - с гордостю говорит заместитель генерального директора компании "Сухой", занимающейся разработкой и производством самолетов. Помимо усовершенствования наиболее популярных моделей, включая самолеты марки "Сухой" и подводные лодки класса "Кило", "Рособоронэкспорт" отточил свою тактику продаж в последние годы в плане предложений по финансированию и долгосрочному обслуживанию.

Теперь Россия надеется воспользоваться успехом в Венесуэле, чтобы заполучить большую долю на латиноамериканском рынке. Через несколько месяцев после того, как Чавес в июле прошлого года подписал контракт, Мексика купила 10 истребителей Су-27 за 410 млн долларов.

"Рособоронэкспорт" также обхаживает Аргентину, чтобы та купила вертолеты и противоракетное оборудование. Нравится это или нет администрации, но Белому дому Буша, похоже, придется привыкать, что на заднем дворе расположился российский торговец оружием.

Источник: Business Week


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2019 InoPressa.ru