Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 августа 2006 г.

Габриэла Вальде | Die Welt

Музеи превратились в магазины самообслуживания

Безопасность российских коллекций не обеспечена. Кражи предметов искусства гарантируют уверенность в завтрашнем дне

Случайность или нет? Только было объявлено о раскрытии дела по миллионной краже из петербургского Эрмитажа, как о потере объявило уже другое известное учреждение: Российский государственный архив литературы и искусства извещает о краже около 2000 произведений Якова Черникова, художника-авангардиста. Точное число похищенных работ еще не установлено, однако, по предварительным оценкам, потеря измеряется несколькими миллионами евро. Как сообщает "Росохранкультура", российский орган по защите культурного наследия, более 200 пропавших картин уже найдено у нескольких российских антикваров. Другие произведения, очевидно, частично были проданы с аукциона Christie's в Лондоне. Теперь этому поставлен заслон.

Немецкие эксперты полагают, что данный план воплощался в течение многих лет и осуществлялся "командой", иначе пропажа подобного масштаба, скорее всего, была бы замечена гораздо раньше. Нельзя не отметить, что в России пышным цветом цветет черный рынок торговли произведениями искусства. И стоит шедеврам уйти по темным российским каналам, как найти их становится очень сложно.

А вот кража из петербургского Эрмитажа, похоже, раскрыта. Ситуация напоминает плохой детектив: судя по всему, за этой историей стоит семья 46-летней хранительницы музея, скоропостижно скончавшейся от инсульта. Кража была обнаружена ее преемником. В настоящий момент ее муж и сын находятся под арестом.

Санкт-Петербург и Москва. Два этих случая вскрывают принципиальную системную ошибку в отношении к государственным музеям России. Музейная политика отдана на откуп малому числу авторитетных людей, а слово "транспарентность" остается иностранным - во всяком случае, многое сложно увидеть и понять. Лица, ответственные за российскую культуру, уже давно указывают на то, что кражи в среде сотрудников хронически недофинансированных учреждений культуры - это большая проблема, даже если нет оснований говорить о "музейной мафии".

Кражи, которые систематически и тщательно готовятся, показывают, что необходимо как можно скорее модернизировать систему охраны. Ситуация осложняется еще и тем, что многие директора музеев даже не знают, что находится в их хранилищах. Официальные инвентарные списки все еще составляются. А вот другая проблема лежит на поверхности. Зарплаты сотрудников музея настолько низки, что, очевидно, они все чаще и чаще воспринимают музеи как "магазины самообслуживания" и работают на собственный карман.

Сейчас конфликту угрожает эскалация: один высокопоставленный чиновник российской Счетной палаты упрекнул власти в том, что они терпят в Эрмитаже руководство, которое позволяет красть шедевры "бесконтрольно и безнаказанно". Профессиональное архивное хранение произведений искусства вовсе не в их интересах. Это позволяет сделать вывод, "что власти содействуют системе, при которой из Эрмитажа пропадают сокровища, а оригиналы заменяются копиями".

Так что новость о следующей краже - это лишь вопрос времени.

Источник: Die Welt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru