Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 февраля 2005 г.

Фред Уейр | The Christian Science Monitor

Рост демократии в бывших советских республиках

Мирные уличные демонстрации, недавно принесшие демократические перемены на Украину и в Грузию, могут быть скопированы в других бывших республиках Советского Союза; не исключено, что в подражание Украине и Грузии там поднимутся волны протестов против авторитарных режимов, считают эксперты.

Размахивая шарфами и флагами оранжевого цвета - цвета украинской революции - десятки жителей Узбекистана на прошлой неделе прошли с демонстрацией по улицам своей столицы Ташкента. Они протестовали против плана разрушить их дома, чтобы на их месте поставить пограничное ограждение.

По данным Института по освещению проблем войны и мира (Institute for War and Peace Reporting), эти протесты были направлены на то, чтобы заставить авторитарного правителя государства Ислама Каримова, которого часто обвиняют в нарушении прав человека, выплатить гражданам компенсации.

В столице Киргизии Бишкеке сотни сторонников демократического движения устроили в субботу митинг, на котором звучали требования обеспечить, чтобы будущие парламентские выборы были свободными и справедливыми.

От Киргизии, что на границе с Китаем, до Молдавии, где в следующем месяце единственная в Европе правящая коммунистическая партия примет участие в выборах, оппозиционные партии прилежно учат уроки украинской "оранжевой революции" и грузинской "революции роз", которые привели к триумфу демократических сил.

Оппозиционные группы даже заранее выбирают себе символы, чтобы быть наготове, когда наступит подходящий момент. Киргизская оппозиция присмотрела для себя тюльпаны, молдавские антикоммунисты - виноград.

"Последние события на Украине заставили людей в разных государствах понять, что они могут привлечь внимание властей, выйдя на улицы", - говорит Татьяна Полоскова, заместитель директора Института диаспоры и интеграции, который занимается изучением проблем русскоязычных меньшинств в странах бывшего СССР.

Президент Грузии Михаил Саакашвили и недавно официально вступивший в должность президент Украины Виктор Ющенко открыто обращались к своим коллегам в бывшем СССР, когда в прошлом месяце провозгласили свершившиеся в их государствах перевороты началом "новой волны либерализации, которая приведет к окончательной победе свободы и демократии на европейском континенте".

Такая перспектива вызвала содрогание в Кремле, где все еще оплакивают "утрату" промосковских режимов в Грузии и на Украине. К тому же Кремлю сейчас хватает своих проблем в связи с волной протестов, вызванной монетизацией льгот.

России, где авторитарные методы при Владимире Путине глубоко укоренились, перспектива подъема демократического движения на территории бывшего СССР кажется угрозой внутренней стабильности. Прозападный уклон новых режимов Украины и Грузии также может угрожать экономическим связям, которые Россия установила на постсоветском пространстве с различными государствами от Армении до Узбекистана.

Первой на очереди стоит Киргизия, где попытка властей подтасовать результаты парламентских выборов, намеченных на 27 февраля, может вызвать повторение украинского сценария. Жесткий лидер страны Аскар Акаев, который правит этим крохотным среднеазиатским государством последние 15 лет, уже столкнулся с проблемой уличных демонстраций и в результате не смог запретить участвовать в выборах своему основному оппоненту. Акаев должен уйти с поста президента в октябре и, похоже, хочет оставить в роли преемницы свою дочь Бермет. Во время последнего визита в Москву он сказал Владимиру Путину, что, если оппозиция выйдет на улицы, это может привести к гражданской войне.

Некоторые российские эксперты предполагают, что "революция тюльпанов" в Киргизии, где размещены одновременно российские и американские военные базы, весьма вероятна. "Акаев проиграл, - говорит Алексей Малашенко, эксперт из Московского центра Карнеги. - Оппозиция сильна, хорошо организована и пользуется поддержкой внутри страны и за рубежом".

Кремль, вероятно, опасается, что политическое брожение распространится из Киргизии на другие важные страны - союзники на территории Средней Азии.

Давнишний лидер богатого нефтью Казахстана Нурсултан Назарбаев, который уже фальсифицировал выборы и менял конституцию, чтобы дольше продержаться у власти, в пошлом месяце расформировал ведущую оппозиционную партию после того, как она отправила своих делегатов на Украину для изучения технологии "оранжевой революции".

Кроме того, он предпринял шаги против местных организаций, финансируемых Джорджем Соросом, поддерживающим демократические инициативы во всем мире, в том числе на Украине.

В Узбекистане, где также имеется одна из ключевых военных баз США, президент Каримов, бывший член советского политбюро, держит в железном кулаке свою республику с момента распада СССР. Недавно Каримов публично поднял на смех тех, кто "мечтает, чтобы в других странах произошла такая же смена элиты, как в Грузии и на Украине". "У нас есть силы, чтобы с этим справиться", - без обиняков заявил он.

Некоторые эксперты считают, что если в полуавторитарных Киргизии и Казахатане бархатная революция возможна, то в Узбекистане это весьма отдаленная перспектива, потому что там демократия и гражданское общество практически отсутствуют. Протесты (правда, вызванные незначительным экономическим поводом), имевшие место в Ташкенте на прошлой неделе, говорят о том, что под поверхностно жестким и упорядоченным режимом может таиться нестабильность.

Соседняя с Узбекистаном богатая газом Туркмения управляется диктатурой в стиле Северной Кореи, не терпящей ни малейшего проявления инакомыслия.

"В абсолютно авторитарных режимах, таких как узбекский и туркменский, угроза "оранжевой революции" - это повод для властей еще плотнее сжать тиски, - говорит Маша Липман, эксперт из Московского центра Карнеги. - У оппозиции нет никакой возможности организовать что бы то ни было, не то что революцию".

Этот парадокс помогает объяснить, почему в Грузии оказалось возможным успешно свергнуть летаргический режим Эдуарда Шеварднадзе после попытки сфальсифицировать выборы, в то время как месяцем раньше протесты в соседнем Азербайджане, когда диктатор Гейдар Алиева назначил своим преемником сына Ильхама, удалось легко утихомирить.

На Украине оппозиционные силы удалось мобилизовать частично потому, что там относительно свободные государственные институты, в том числе парламент и Верховный суд, и президент не смог держать их под контролем.

В соседней Белоруссии, которую новый госсекретарь США Кондолиза Райс заклеймила как "последний оплот тирании в Европе", диктатор Александр Лукашенко уничтожил оппозицию и запретил неправительственные организации, в итоге он собирается в конце года переизбираться на третий срок.

Весьма вероятной кажется революция в Молдавии, чей коммунистический президент Владимир Воронин потерял поддержку Москвы. В следующем месяце ему придется вести напряженную борьбу в ходе парламентских выборов с позападной партией христианских демократов, которые, как сообщается, уже обзавелись оранжевыми шарфами и флагами.

"Кремль неожиданно обнаружил, что ему приходится менять свои стратегии внутри России и в соседних странах, - говорит Сергей Казеннов из Московского института национальной безопасности и стратегических исследований. - Он может и дальше опираться на политическое манипулирование и подковерные соглашения с лидерами местных элит. Но уже сейчас становится очевидно, что там слишком много различных реальностей и бесчисленное количество ковров".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru