Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 февраля 2014 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Сочи: "дурацкое злорадство" пора сменить на олимпийские эмоции

"Порка Сочи" задевает не только Путина, но и всю Россию, а она не заслуживает того злорадства, какое появляется у иностранцев при виде неработающей дверной ручки или сломанной скамейки, пишут западные корреспонденты. "Только слепой не увидит, что мир приехал в гости к друзьям", и "на церемонии открытия зимних Олимпийских игр Россия не казалась страной, в которой на Красной площади надевают наручники на геев".

"В первом гостиничном номере (за 200 долларов за ночь) из душа несло мочой, из окна сквозило, мебель была словно из 1960-х годов, но потом мне удалось переехать в другое место, где за 140 долларов предлагался вид на море, не было никаких сдвоенных туалетов и все работало, да еще и пианист по утрам играл", - рассказывает о своих впечатлениях от Олимпиады постоянный автор Der Spiegel Беньямин Биддер.

В Сочи можно бесплатно ездить на пригородных поездах, и вообще Сочи "изо всех сил старается угодить приехавшим на Олимпиаду, и надо быть просто слепым, чтобы не увидеть, что мир приехал в гости к друзьям", свидетельствует корреспондент. Однако мир слишком увлечен смакованием "ужасных картинок" из России.

Да, признает автор, "сочинская Олимпиада - это проект Путина: царь пожелал провести у себя 50-миллиардные Игры, коррупция и плохое планирование подняли конечные расходы до небывалых высот, была разрушена окружающая среда, присутствовала эксплуатация гастарбайтеров, подогревались гомофобские настроения. Но 69% россиян радуются Играм, две трети россиян смотрят их по телевизору, и даже те, кто еще пару лет назад выступал против возвращения Путина в президентское кресло, считают критику неуместной: они и так знают о коррупции и последствиях для окружающей среды. "Злопыхательство оскорбляет их: они организуют праздник, а мы, гости, каждый вечер потягиваем прохладительные напитки, а потом во всю глотку ржем в туалете, что эти русские опять облажались", - пишет Биддер.

Когда в Сочи в субботу всерьез начались спортивные мероприятия, волна общественного мнения в России и мире начала медленно менять направление, считает московский корреспондент The Guardian Шон Уокер.

Подготовка к Олимпиаде была омрачена разногласиями по множеству вопросов - от прав геев до коррупции, однако в течение недели настроения поменялись. Так, Борис Акунин написал в блоге, что считает бурю критики, обрушенную на Олимпиаду российскими либералами, неприятной, передает автор статьи.

"Ситуация в некоторых отелях для журналистов в начале недели была проблематичной, однако выяснилось, что размещение большинства атлетов оказалось безукоризненным", - признает журналист. Случай с американским бобслеистом, которому пришлось проломить дверь ванной, когда ее заклинило, стал скорее исключением.

Шон Уокер также упоминает всеобщие похвальные отзывы о спортивных объектах, охране, оказавшейся не такой навязчивой, как ожидалось, и "возвышенной" церемонии открытия.

В самом Сочи настроение также начало меняться. Ранее там было заметно раздражение местного населения из-за круглосуточных строительных работ, дорожных пробок и коррупции, однако с началом Олимпиады здесь появилось искреннее чувство восхищения, желание оставить взаимные обвинения на потом и наслаждаться спортом, говорится в статье.

На церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи Россия не казалось страной, в которой на Красной площади надевают наручники на геев, пишет Анна Зафесова в статье, опубликованной в La Stampa.

"То, что было показано в Сочи, не было Россией Путина. В самом масштабном спектакле в посткоммунистическую эпоху не было всего того, что обычно ассоциируется с историей и хроникой бывшей "империи зла": мрачной и воинственной атмосферы, националистической риторики, прославления Сталина, хора Красной армии, святых, героев и кормчих. Вместо попов, осуждающих святотатство Pussy Riot, были разноцветные купола, больше походившие на шоколадную фабрику, вместо полицейского с наручниками - симпатичный дядя Степа, вместо патриотических песнопений - рок", - повествует журналистка.

"Россия-лайт - разноцветная, молодая, романтическая - влюбляется, мечтает, танцует, не страдает и никого не заставляет страдать. Великий босс ТВ Константин Эрнст удивил всех постмодернистской, почти идеологически-подрывной операцией", - пишет Зафесова, утверждая, что "единственной неуместной фигурой оказался хозяин праздника". "Владимир Путин сохранял каменное выражение лица на всем протяжении самой умелой и блестящей операции по улучшению имиджа его царства. А премьер Дмитрий Медведев просто заснул - непонятно отчего: от скуки или по причине скрытого проявления инакомыслия", - добавляет журналистка.

"Церемония открытия Олимпиады - это фанфары в честь России, которая изобрела себя заново" - так называется комментарий The New York Times. Колоссальная феерия несла в себе простую мысль: "Россия вернулась, и вернулась с размахом", считает журналист Дэвид Хершенхорн. "Словно в этом были хоть малейшие сомнения", - добавляет он. И тут же замечает в скобках: "Куда движется Россия - на фоне замедления экономического роста, продолжающихся нарушений прав человека и гонений на политическое инакомыслие, которые вызывают резкую критику, особенно на Западе, - это вопрос, который следует отложить до другого дня".

Если и остаются какие-то сомнения нации в себе, то во время церемонии о них забыли. Забыли и о многих политических спорных вопросах последнего времени, в том числе о критике законов, споров о влиянии на Украине, нарушениях прав человека и прочем. Открытие Олимпиады - это была "чистой воды торжественная процессия и проявление национальной гордости, со всем доморощенным стремлением к саморекламе, мифотворчеством и самовозвеличиванием, которые характерны для таких церемоний в наше время", - считает автор.

Газета отмечает, что в историческом экскурсе "поторопились проскочить мимо некоторых неудобных эпизодов прошлого". И все же во многих отношениях миру представили воссозданную Россию, очень не похожую на СССР. Если на открытии Олимпиады в Лондоне воспевались традиции и практиковалось ироничное самоуничижение, а на мероприятии в Пекине твердо декларировалось появление новой державы, то в Сочи был "тост за изобретение себя заново", считает автор.

Он также полагает, что сочинская Олимпиада отражает личные амбиции президента Путина - это самый дерзкий в ряду мегапроектов при его власти. Одна из целей сочинской Олимпиады - вытеснить воспоминания об Олимпиаде-80, которую бойкотировали десятки стран.

Автор также делает обобщения: "Как и многое другое в современной России, торжества на открытии в Сочи были трудоемко срежиссированы, но странно-непредсказуемы: было несколько сюрпризов, не все приятные".

Церемония, "как и Путин, без стеснения приветствовала некоторые аспекты советского прошлого", пишет автор, замечая, что некоторые черные страницы истории были завуалированы, а упор делался на индустриализации и искусстве авангарда.

"Каковы бы ни были идеологические неудачи СССР, церемония отражала мнение (явно разделяемое Путиным), что следует восторгаться уже его колоссальностью, особенно тем, как он объединил множество народов России", - говорится в статье.

"Владимир Путин лучезарно улыбается, наблюдая изящное, сюрреалистичное видение российской истории в Сочи" - утверждает в заголовке The Guardian. Путин выступал в нехарактерной для себя второстепенной роли: Олимпийская хартия разрешала ему произнести всего одну фразу, замечает журналист Шон Уокер, "но торжествующая улыбка на его лице стоила тысячи слов. Для него это важнейшие две недели в его политической карьере".

Церемония открытия дала впечатляющий старт Играм, продолжает Уокер. По его словам, это была "мечтательная и пышная картина российской истории, поставленная с размахом, который соразмерен подготовке к самим Играм".

Уокер особо выделяет впечатляющую визуализацию "утопизма 1920-х и индустриального рвения последующих советских лет", тут же добавляя: "разумеется, не нашлось роли ни для Сталина, ни для "чисток" 1930-х и ГУЛАГа, и некоторых, возможно, оскорбило то, что смахивало на гламуризацию строя, при котором страдало столько людей. Но это был праздник, и приходилось выбирать: либо вообще проигнорировать этот период, либо отобрать его аспекты, впечатляющие в эстетическом отношении".

Уокера удивило, что в церемонии отсутствовала "националистическая помпезность, которая часто сопровождает экскурсы в российскую историю". Например, "о Великой Отечественной войне, которая при Путине стала объединяющей национальной идеей, даже не упоминалось. Это был эстетический, а не идеологический портрет российской истории".

Зато в речах высокопоставленных лиц идеологический привкус имел место. Глава МОК Бах "снова подколол мировых лидеров, которые бойкотировали Олимпиаду, а глава оргкомитета Чернышенко сказал, что Сочи разрушит стереотипы и покажет миру новую Россию", говорится в статье. Уокер комментирует: высокопоставленные российские чиновники полагают, что имидж России плох не из-за множества реальных проблем, а ввиду какого-то русофобского заговора.

"Больше, нахальнее, ярче: Сочи раскрывает дух путинской России" - таков заголовок в Independent. "Китч, манерность и немножко Кремля", - так начинает свою статью обозреватель Робин Скотт-Элиот. По его словам, церемония была "громкой, горделиво-русской, и, несмотря на определенные сбои, в целом впечатляющей". Под "моментами манерности" автор подразумевает некоторые выступления артистов на разогреве: "особенно когда хор МВД в мундирах пел Get Lucky".

Корреспондент находит, что в церемонии ощущалось "бодрое влияние" шоу, поставленного Дэнни Бойлом для Олимпиады 2012 года в Лондоне. Было "длинное путешествие по богатой истории русского искусства и литературы". Зрелище было многоцветным и иногда непонятным, "но не в большей мере, чем памятная ода Национальному Здравоохранению" на церемонии открытия лондонской Олимпиады, признает автор.

"Вероятно, мир получил удовольствие от большей части церемонии - посмотрим, как мир оценит более широкие проблемы, которые окружают эту Олимпиаду", - заключает газета.

"Одно Олимпийское кольцо не засветилось, но все остальное - горячее, как раскаленное железо, шоу" - делятся впечатлениями журналисты The Times. "Начальники Игр в Сочи сказали, что не могли конкурировать с Лондоном, но они постарались изо всех сил: в эклектичной церемонии открытия фигурировали Толстой, Чайковский и псевдолесбийский поп-дуэт t.A.T.u", - пишут Рик Бродбент и Бен Хойл.

Для Путина Олимпиада - шанс похвалиться Россией как возрождающейся сверхдержавой, но его усилиям мешают разнообразные проблемы и критика, замечает газета. Так что он вряд ли был доволен техническим сбоем, из-за которого одно из олимпийских колец не раскрылось.

Газета замечает, что использование музыки t.A.T.u. привлекло большое внимание. "Выбор "лесбиянок с крашеными губами" - это странно, поскольку когда-то их обвиняли в продвижении педофильской поп-музыки", - утверждают авторы.

"Сочи возвеличивает русскую гордость" - таков заголовок отчета в испанской El Pais. Корреспондент Амайя Ирибар полагает, что на церемонии открытия в Сочи особое внимание привлекал Путин, "президент, который возбудил глобальное беспокойство законом, запрещающим в России то, что его правительство называет пропагандой гомосексуализма".

Важно было посмотреть, как будет вести себя публика. По словам журналистки, появление Путина сопровождали "аплодисменты, но не то чтобы оглушительные, и свистки - одинокие, вряд ли достигшие слуха того, кому они предназначались".

Издание тоже обратило внимание на присутствие t.A.T.u. "Как будто достаточно вернуть одну музыкальную группу, чтобы покончить с сильной тревогой не только в российском обществе, но и за пределами страны, где тревога приобрела огромный резонанс", - комментирует автор.

Газета называет церемонию "бурей патриотизма: российский флаг со всех сторон", упоминает о поразительных спецэффектах и участии звезд спорта.

"Миру открылась Россия, верная своим корням", - сообщает в заголовке La Vanguardia.

Россия захотела воспользоваться Олимпиадой, чтобы немножко больше раскрыться миру, но не забывая о своих корнях, которые окрепли во времена Ивана Грозного и сделали ее империей при Петре Великом, поясняет журналист Давид Руис Маруль. Зрелище представляло собой "путешествие от величия прошлого к туманному будущему под зоркими взглядами Владимира Путина и Томаса Баха", - говорится в статье.

Россия восприняла крупные спортивные мероприятия как шанс покончить с сомнениями относительно ее возрождения в постсоветский период. На церемонии предстала "страна с богатой и сложной историей, которая после двух бурных десятилетий уверенно крепнет", - замечает автор.

"Изощренность гала-представления контрастирует со свисающими проводами, недокрашенными стенами, сломанными дверями, проблемами с интернетом, а также пылью и строительным мусором, которые все еще разбросаны по олимпийским объектам", - добавляет издание.

"Из России с... загадками, тайнами и головоломками" - так озаглавлен репортаж в The Los Angeles Times. Так журналист Филип Херш отсылает к знаменитому определению, которое дал России Черчилль: "Загадка под покровом тайны, спрятанная внутри головоломки".

Попытки объяснить Россию через зрительный ряд и музыку на стадионе "Фишт" тоже иногда озадачивали, замечает автор. Как понять тот факт, что российская сборная маршировала под песню "Нас не догонят"? "Может быть, организаторы - или Путин - иронично подкалывали критиков российских антигейских законов?" - гадает корреспондент. А президент МОК, возможно, подколол их в ответ, упомянув в своей речи о толерантности и отсутствии дискриминации?

Как бы то ни было, в церемонии русские показали портрет своего народа и удивительно богатого литературного и художественного наследия. "Это была старая Россия, которая растворялась в новой, страна, которая не боится показать свою самоуверенность например, в таких моментах, как превращение собора Василия Блаженного в китчевый воздушный шар", - говорится в статье. Были красивейшие элементы театра - например, танец из "Лебединого озера".

Газета подробно описывает "волшебный момент", когда был зажжен олимпийский огонь в чаше, но замечает, что его омрачили "споры о кандидатуре Ирины Родниной, в чьем аккаунте в "Твиттере" в сентябре прошлого года появилось отредактированное и явно расистское изображение президента Обамы, его жены Мишель и банана". Продюсер Константин Эрнст оправдал выбор тем, что Роднина - великая спортсменка, а Олимпиада не имеет отношения к политике.

Пожалуй, самый диковинный (и пространный) заголовок находим в Daily Mail - "История России и трусы на кокосовой тяге: несмотря на олимпийское кольцо-отказник, церемония открытия в Сочи была фантастическим зрелищем... и увлекательным телевизионным шоу". Если верить британскому телекомментатору, "трусы на кокосовой тяге" носит олимпиец из тропического государства Тонга. Этот спортсмен "сменил имя на "Бруно Банани" ради рекламной кампании некого немецкого производителя нижнего белья, утверждает таблоид.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru