Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 января 2002 г.

Цита Аффентрангер | Tages-Anzeiger

Большие мечты о скромном таджикском счастье

Молодые таджики едут в Россию, чтобы уйти от нищеты на родине. Распад Советского Союза не принес им ничего хорошего.

Руслан приехал в Москву из Душанбе весной. Он хочет только одного ? заработать денег. Позже он собирается вернуться в Таджикистан к своим родителям, которых он немного поддерживает издалека деньгами. Он увлеченно рассказывает о красотах своей родины, которая в советское время была популярным местом отдыха. Тогда Таджикистан называли "маленькой Швейцарией". Солнце светит там почти круглый год, прекрасная природа располагает к прогулкам, а таджикский шашлык просто бесподобен. Но сегодня туристы сюда не едут.

Грязная работа за мизерную зарплату

Уехать Руслан хотел уже давно. Однако во время гражданской войны, разгоревшейся в Таджикистане после распада Советского Союза, он не мог оставить родителей. Потом ему потребовалось время на то, чтобы скопить деньги, около 200 долларов, на дорогу и обустройство в Москве. Приехав туда, он сразу же занялся поисками работы. Руслану повезло. Ему помог брат, который к тому времени уже жил в российской столице.

Его знакомый из Таджикистана приехал четыре месяца назад. Он отправился в Москву с уверенностью, что работа для него здесь найдется. Но пока что никакой работы у него нет ? только куча долгов. Таджиков здесь недолюбливают: им достается только грязная и низкооплачиваемая работа, например, на рынках или на стройках. Но все же в Москве лучше, чем дома. В Таджикистане среднедушевой доход ? около 12 долларов в месяц, в России он в девять раз выше.

Руслан учился на инженера пищевого производства, но никогда не работал по специальности, только бухгалтером, а затем ? сторожем. Таким образом, он зарабатывал в Душанбе 12 000 таджикских рублей (около 8 долларов) в месяц и только-только не умирал от голода. В Москве он работает продавцом и наконец-то может жить нормальной жизнью. Здесь совсем другая жизнь, во всем представляющая яркий контраст с Душанбе. В Душанбе некуда пойти по вечерам, нет кафе для простых людей. Кроме того, вечером страшно выходить на улицу: это небезопасно из-за бандитов.

Проблемы с безопасностью ? это наследие гражданской войны. Правда, пять лет назад был заключен мирный договор, однако стабильность, говорит друг Руслана Ашраф, все еще относительна: "Для таджика стабильность ? это когда не стреляют или когда на улицу можно выйти до девяти вечера, а не до шести".

Ашраф покинул Таджикистан в 1997 году и поклялся никогда туда не возвращаться. Никогда, никогда, никогда! Его родина уже тогда стала ему чужой. В конце 80-ых годов он учился на Украине, после этого служил в армии. Когда Ашраф в 1993 году вернулся в Таджикистан, страна, как он говорит, уже переживала переломный период. Ислам стал играть главенствующую роль, если раньше там было всего семь мечетей, то сегодня их ? 77. Конечно, он мог бы выучить наизусть Коран, однако не хотел иметь с верой ничего общего, ислам для него ? это своего рода старая семейная традиция, не имеющая для него лично никакого реального содержания.

Исход интеллигенции

Что еще изменило мир Ашрафа, так это исход интеллигенции в начале 90-ых годов. Вначале страну покидали русские, затем ? таджики. "Страна осталась без головы", - комментирует Ашраф события тех лет. Он, учившийся в русской школе и друживший преимущественно с русскими ребятами, чувствовал себя все более изолированным. Тогда эмиграция в Москву, с ее языком, культурой и, не в последнюю очередь, работой, стала для него целью.

Некоторые таджики приезжают всего на несколько месяцев, только чтобы заработать деньги, как можно быстрее и как можно больше. Другие охотно бы остались. Однако им в большинстве случаев мешает не только отсутствие российского гражданства, но и невозможность получить разрешение на проживание в Москве. И в глазах милиции таджики имеют не лучшую репутацию: они, как утверждает Ашраф, пользуются той же "славой", что и чеченцы.

Время от времени случается, что милиция проверяет у него документы, говорит Руслан сдержанно, но это их работа. Однако десять лет назад таких проблем еще не было. В советские времена ни один милиционер ни разу не спрашивал у него паспорт. "Тогда отношения между республиками были братскими, и все помогали друг другу. Не было национализма". Сегодня Руслану для поездки в соседний Узбекистан нужен не только паспорт, но и виза. И русские чиновники относятся к нему с подозрением, так как из-за одного своего происхождения он считается потенциальным торговцем наркотиками и оружием.

Распад Советского Союза сильно ударил по Таджикистану во всех отношениях. Жизненно важные артерии республики всегда были связаны с Москвой. Таджикский хлопок перерабатывался, к примеру, в России. В свою очередь, в Таджикистан, который не мог прокормить свое население, шло продовольствие. Государственный алюминиевый завод получал сырье тоже из России, в свою очередь поставляя туда готовую продукцию. И внезапно, чуть ли не в одну ночь, все эти связи рухнули.

Ничейная экономическая зона

Большая часть заводов, говорит Руслан, сегодня простаивает. Половина людей осталась без работы и пытается промышлять торговлей. Одни, набив сумки товаром, едут в Россию, другие ? в Сирию или в Турцию. "Люди не живут, - сожалеет он, - они выживают".

Ашраф с распадом Советского Союза тоже не стал счастливым. Страна безотлагательно нуждалась в политических реформах, "однако нельзя было рвать все экономические связи". Поэтому Ашраф и Руслан видят сегодня только один выход из такой ситуации для своей обедневшей родины: Таджикистан должен восстановить старые связи и образовать с Россией экономический союз.

Источник: Tages-Anzeiger


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru