Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 января 2005 г.

Редакция | Asahi

Япония и Россия на весах

Северные территории по-прежнему являются проблемой в отношениях России и Японии

В этом году исполняется 150 лет с начала дипломатических отношений между Японией и Россией.

Однако ни в одной, ни в другой стране не наблюдается никаких признаков приподнятого настроения, которое, как правило, ассоциируется с такими историческими датами. Напротив, между Москвой и Токио растет взаимное недовольство. Еще не назначена дата визита в Японию президента России Владимира Путина, хотя первоначально он намечался на весну этого года. Заявления с обеих сторон о "принципиальной важности российско-японских отношений" звучат все менее убедительно.

Противоречие целей двух государств сделалось очевидным прошлой осенью, когда премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми стал первым действующим премьер-министром, кому довелось с борта корабля осмотреть спорные "северные территории".

Целью этого северного вояжа было довести до всеобщего сведения, как в Японии, так и за рубежом, что диспут вокруг этих четырех удерживаемых Россией островов - ключевая тема второй половины его правления.

Эта акция вызвала негодование российской стороны. Во-первых, Коидзуми предпринял свой круиз в тот период, когда террористы из мусульманской республики Чечня, добивающейся независимости, взорвали самолеты. Кроме того, это произошло после трагического захвата заложников в школе российского города Беслан. С точки зрения Путина, Япония выбрала неподходящий момент, чтобы беспокоить Россию, - как раз тогда, когда Москва особенно нуждалась в том, чтобы подчеркнуть целостность территории страны.

В ноябре Путин объявил, что может быть принято решение о передаче Японии двух из четырех островов Южно-Курильской гряды - Шикотана и Хабомаи. Это, в свою очередь, пришлось не по душе Японии.

Противоречие между двумя странами по этому вопросу труднопреодолимо. Япония требует возвращения всех четырех островов, включая острова Кунашир и Итуруп.

Россия настаивает, что даже возвращение Хабомаи и Шикотана - это непростая задача. На этом фоне обе страны пытаются укрепить двустороннее сотрудничество на экономическом и других фронтах, тем самым создавая более благоприятную для разрешения территориального спора среду. Хотя совместный план действий по достижению этой цели был намечен два года назад во время встречи Путина и Коидзуми, теперь все благие намерения, похоже, забыты.

В 1992 году визит Бориса Ельцина в Японию завершился неудачей, когда выяснилось, что невозможно преодолеть разногласия даже на стадии планирования. Через пять лет после этого было заключено красноярское соглашение между Ельциным и тогдашним премьер-министром Японии Хасимото, согласно которому мирный договор планировалось заключить в 2000 году. Теперь это соглашение - не больше чем клочок бумаги.

Существует целый ряд областей, в которых сотрудничество между Японией и Россией пошло бы на пользу обеим сторонам. Сюда входят северокорейская проблема, китайская политика, энергетика, реформа ОБСЕ и другие темы. Однако из-за специфики двусторонних отношений территориальный вопрос так или иначе становится препятствием для плодотворного сотрудничества во многих областях.

Что же делать? Со своей стороны Япония должна быть готова предложить четкую стратегию разрешения вопроса о территориях. Эта стратегия должна представлять собой тотальное расширение российско-японских отношений. Требования к Москве относительно возвращения всех четырех островов не должны звучать излишне импульсивно. Потому что любые подобные выступления будут восприняты как то, чем они и являются: политическая акция, рассчитанная на эффект.

В то же время в заявлениях Путина хромает логика. Идея о возможном возвращении двух островов основана на совместной декларации Японии и Советского Союза от 1956 года. Однако четыре года назад Путин поставил подпись под Иркутским заявлением, где говорится о необходимости решить вопрос относительно возвращения также островов Кунашир и Итуруп.

Хотя мы с сочувствием относимся к проблемам, с которыми приходится сталкиваться Путину в России, но подобная произвольная интерпретация не может привести ни к чему другому, кроме как к дополнительным нареканиям со стороны международного сообщества.

Хотя территориальный вопрос, несомненно, должен быть решен, трудно достичь значительного прогресса во взаимоотношениях, когда обе стороны видят друг друга исключительно через призму вопроса о четырех спорных островах. На этой неделе в Россию должен прибыть с визитом министр иностранных дел Японии Нобутака Мачимура. Будем надеяться, что он воспользуется этой возможностью, чтобы затронуть вопрос о территориях, основываясь на описанной стратегии во время переговоров с российской стороной.

Источник: Asahi


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru