Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 июня 2013 г.

Обзор прессы | Inopressa

Pussy Riot: возмущение в России, признание на Западе

Премьера документального фильма HBO "Pussy Riot: панк-молебен" вызвала новый виток интереса к российской арт-группе. Западные СМИ обсуждают сам фильм и визит двух участниц группы в США, предпринятый с целью его продвижения.

"Pussy Riot получили негодование в России и признание на Западе" - гласит заголовок The Washington Post.

За свою акцию девушки из Pussy Riot получили 2 года колонии в России и сочувственное внимание Запада, говорится в статье Кэти Лэлли и Моники Гессе.

На следующий день после премьерного показа фильма "Pussy Riot: панк-молебен" находящиеся с визитом в США участницы группы Фара и Шайба встретились в Вашингтоне с конгрессменами, чтобы попросить их о помощи в деле освобождения участниц группы.

Авторы статьи напоминают, что Мария Алехина, Екатерина Самуцевич и Надежда Толоконникова получили за свою акцию в храме Христа Спасителя по 2 года тюрьмы. Впоследствии Самуцевич реальный срок заменили на условный и выпустили из-под ареста.

За прошедший год в поддержку Pussy Riot высказались всемирно известные музыканты, в том числе Мадонна и Пол Маккартни.

"Мы очень ценим заявления музыкантов, - рассказала журналистам Фара. - Но мы против коммерции. Мы против того, чтобы нас использовали как бренд. Мы ничего не продаем".

"Разве что свободу?" - предположила руководитель НКО Human Rights First Элиза Массимино. "Свободу нельзя купить", - возразила ей Шайба.

Фильм получился "убедительный, но не такой эмоциональный и вдохновляющий, как можно было ожидать", говорится в статье Майка Хэйла в The New York Times, озаглавленной "В российском зале суда с обвиняемыми-артистами".

Фильм Майка Лернера и Максима Поздоровкина кратко рассказывает историю коллектива Pussy Riot, но в центре внимания документалистов - их 40-секундный перформанс в московском храме Христа Спасителя в феврале 2012 года.

Создатели фильма явно симпатизируют арестованным девушкам и их борьбе, но не скрывают, насколько оскорбительно их выступление было для православных верующих и как наивны были сами участницы группы относительно последствий своей акции.

В фильме ненавязчиво показан контраст между неловким, страстным идеализмом и циничной государственной машиной, отмечает автор. Кадры идущего по красным дорожкам под аплодисменты толпы Владимира Путина, объекта насмешек Pussy Riot, сопровождаются кадрами того, как арестованных девушек вводят в зал суда. "А вот упоминание в фильме более ранней акции протеста родственного им арт-коллектива, в котором телегеничная Толоконникова, голая и беременная, занимается сексом в залах Биологического музея, вряд ли пойдет на пользу девушкам", - считает Хэйл.

Из захватывающего и глубоко волнующего документального фильма становится очевидно, что Pussy Riot - всего лишь проявление столкновения культур в путинской России, пишет Хэнк Стювер из The Washington Post в статье "Pussy Riot: панк-молебен": удар по струнам задел за живое". Это не просто обзор отважной акции протеста в храме Христа Спасителя и последующего за ним судебного протеста, это фильм о нетолерантности и страхе.

"Для американского уха примитивные панк-аккорды и незамысловатые политические тексты группы могут показаться старомодными и вовсе невинными, однако под священными сводами православного храма Pussy Riot звучали совсем не так", - говорится в статье.

"Панк-молебен" призван не только вызвать возмущение у зрителей или завоевать поддержку для девушек из Pussy Riot - и того, и другого и так хватает, подчеркивает автор публикации. На примере истории группы авторы демонстрируют мерзкое деятельное рвение, охватившее Русскую православную церковь и питающее националистический фанатизм.

Поместив ситуацию в более широкий контекст всей русской истории, авторы сделали фильм до боли точным. "Как минимум, вы со слезами облегчения кинетесь в объятия американской Конституции", - обещает автор.

Журналист Foreign Policy Джошуа Китинг побывал на встрече двух участниц Pussy Riot Фары и Шайбы с журналистами, которая проходила в офисе НКО Human Rights First.

"Это необычный рекламный тур, - поделился он впечатлениями в статье "Завтрак с Pussy Riot". - Из соображений безопасности Фара и Шайба, девушки лет 20, не назвали своих настоящих имен, не разрешили фотографировать себя без фирменных балаклав и отказались обсуждать подробности своих биографий и свой маршрут".

В ходе этой встречи автор статьи пришел к выводу, что на Западе неправильно понимают идеологию группы: агрессивных радикальных панк-феминисток, борющихся с истеблишментом, считают символом пассивного сопротивления путинизму.

Pussy Riot берут свои истоки не там, где это делает большая часть российской оппозиции, которую возглавляют преимущественно либеральные интеллектуалы и бывшие политики (в основном мужчины), отмечает Китинг.

"Они сделали балаклаву символом движения против Путина, - комментирует Шайба поведение российских оппозиционеров. - Это не совсем адекватный подход к тому, что мы пытаемся сказать. Мы выступаем против Путина не как против человека, а как против системы. Это принципиальная разница".

После того как у группы появились проблемы с законом, Pussy Riot были вынуждены переключиться на другие виды деятельности - общение с журналистами и политиками в США и Европе.

"Это не означает, что мы отказались от традиционной художественной деятельности", - заявили Фара и Шайба, отказавшись обсуждать будущие перформансы.

Статья "Pussy Riot незаметно захватили Манхэттен" в The New York Times посвящена нью-йоркской премьере документального фильма HBO.

На премьерном показе присутствовал ряд знаменитостей, в том числе Салман Рушди и Патти Смит.

"Мы приехали, чтобы встретиться с людьми, но не ожидали, что их будет так много", - заявили перед началом показа участницы группы Фара и Шайба.

Несмотря на то, что Pussy Riot записали сингл и их часто называют панк-группой, Pussy Riot не считают себя музыкантами. "Это арт-группа, а не музыкальная группа, - подчеркнула Фара. - Это очень важно".

В настоящее время коллектив не может продолжать заниматься творчеством: после ареста нескольких участниц российский парламент принял законы, запрещающие ношение масок и вводящие штрафы за несогласованные демонстрации. Кроме того, видеоролики группы признали экстремистскими и удалили со всех российских видеохостингов.

Режиссер фильма Максим Поздоровкин рассказал журналистам, что был потрясен солидарностью и красноречием девушек из Pussy Riot, использовавших произошедшее с ними, чтобы и дальше продвигать свои идеалы.

Несмотря на внимание общественности и снятый про них фильм HBO, Фара и Шайба не ищут личной славы. "Это история не о нашей группе, а о несчастье наших сограждан".

Обозреватель The New York Post Линда Штази, в свою очередь, считает Pussy Riot "бездарной самодовольной панк- (но не рок-) группой, у которой с саморекламой дела получше, чем у Дональда Трампа", а документальный фильм о них показался ей бесконечным.

"На случай, если вы про них ничего не слышали, Pussy Riot - это такое же раздутое русское явление, как Анна Чапмен, придурковатая "шпионка", чьим главным достижением было приглашение на фандрэйзер (акция по сбору пожертвований. - Прим. ред.) городского совета, которого нормальные люди стараются избежать как птичьего гриппа", - говорится в статье.

"Арестовали ли их за анальный секс в государственном музее, чем одна из них занималась на 8-м месяце беременности? - вопрошает журналистка. - Нет. После того как это не сработало, она с группой задорных подруг решила взобраться на алтарь московского храма Христа Спасителя, где в вязаных масках, скрывающих лица, они бренчали на гитарах и то ли орали, то ли пели про "срань Господню".

По ее мнению, это не имеет ничего общего со свободой самовыражения. "Давайте будем честными, - призывает журналистка, - они вели себя как агрессивные большевики, как те, кто уничтожил храм Христа Спасителя".

Фильм "Pussy Riot: панк-молебен" - не что иное, как "ответ на мольбы группы о никогда не прекращающейся рекламе", резюмирует Штази.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru