10 ноября 2003 г.

Джанна Милано | Panorama

ДНК: долгая жизнь для всех

Цель - найти препарат, чтобы блокировать ген, связанный со старением. На это чисто итальянское открытие делают ставку не только ученые, но и предприниматели.

Ключевое слово - интуитивная прозорливость. Это верно, поскольку 4 года назад неожиданная серия открытий позволила Джузеппе Пеличчи выявить у млекопитающих (мышей) ген, способный в одиночку контролировать продолжительность жизни. Потом, через год, ученому удалось установить последовательность метаболических процессов, определяющих процесс старения.

Эта необычная история стала возможной благодаря новым биотехнологиям. И она еще не закончилась. Напротив, история только разворачивается. Потому что вероятность того, что в перспективе можно будет вмешиваться в деятельность нашего организма и найти лекарство, подавляющее ген старения, больше не кажется далекой мечтой. Борьба начинается сегодня с открытием Genextra, биотехнологического предприятия, созданного финансистом Франческо Микели при содействии Фонда Умберто Веронези.

Этот ген, один из 30 тысяч генов, называется Р66; и, если его блокировать, жизнь удлиняется. Мыши живут дольше и не страдают от известных возрастных болезней, например атеросклероза. "То, что процесс старения записан в нашем ДНК, не вызывает никакого сомнения".

На этот процесс оказывают влияние и наследственность, и окружающая среда. Гены старения были открыты у дрозофилы или фруктовой мушки. Достаточно далекий от людей вид. "Но мыши, в отличие от дрозофил, млекопитающие, и они имеют большое генетическое сходство с человеком, к тому же количество генов у них почти такое же, как у людей", - пояснил Пьер Джузеппе Пеличчи, директор отделения экспериментальной онкологии в Европейском институте онкологии в Милане, которому принадлежат авторские права на изобретение.

"Я познакомился с Пеличчи в 1992 году в Вашингтоне, - рассказывает соавтор открытия Пьер Паоло ди Фьоре, научный директор Миланского института молекулярной онкологии. - Мы во многом похожи, и в течение трех лет мы вместе работали в Европейском институте онкологии".

Как ученые обнаружили этот ген? "Мы изучали опухоли. В 1992 году случайно нашли ген, который мы называем "Шик", и попытались расшифровать его сигналы. Этот ген производит два на 90% схожих протеина, обладающих различными функциями: р52 регулирует клеточный рост, включая и рост раковых клеток, р66 контролирует смерть клетки. Мы поняли этот механизм. Мы вывели популяцию генетически модифицированных мышей, у которых не вырабатывался протеин р66. Оказалось, что они живут на треть дольше мышей с обычным геном", - рассказал Пеличчи.

Последующие тесты подтвердили, что подавление протеина р66 продлевает жизнь грызунов и не приводит к каким-либо серьезным болезням или побочным эффектам.

Источник: Panorama