Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 ноября 2003 г.

Манфред Квиринг | Die Welt

"Путин ничего не имеет против демократии - она ему безразлична"

Российский политик-реформист Григорий Явлинский разъясняет принципы авторитарного государства, созданного президентом Путиным: Главное - соблюдать правила игры

По мнению председателя либеральной партии "Яблоко" Григория Явлинского, в России произошло полное слияние власти и бизнеса. Кто пытается не повиноваться, как бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, подвергается произволу системы. От путинской "управляемой демократии" осталось только "управление", говорит Явлинский в беседе с корреспондентом газеты Die Welt Манфредом Квирингом.

- Когда вы предупреждаете о российском капитализме со сталинским лицом, что вы имеете в виду?

- Система, которая существует у нас в России, имеет шесть особенностей. Нет независимой системы правосудия, нет независимого парламента, нет независимых средств массовой информации. Не существует парламентского или общественного контроля за спецслужбами и правительственными учреждениями. На выборах, особенно региональных, широко используется административный ресурс. И наконец, произошло полное слияние бизнеса и власти. Такая система, при которой все управляется из одного кабинета, существовала в России в 1930-е годы.

- Значит ли это, что "управляемая демократии" первых лет пребывания Путина в Кремле кончилась?

- Демократия кончилась, управление осталось.

- За границей Путин говорит о демократии. Можно ли ему верить?

- Ну да, он не имеет ничего против демократии, она ему безразлична. Путин - убежденный сторонник авторитарного государства. Это определяет первостепенность его задач: армия, увеличение ВВП, борьба с бедностью. Демократия не является для него приоритетом. Советская система уничтожила все демократические институты, нынешняя система приспосабливает их под себя. Если они не приспосабливаются, их заменяют на другие.

- Какую роль играют "силовики"? Путин руководит ими или является их заложником?

- Он их предводитель и одновременно заложник. Они все сторонники авторитарного государства, как Путин, так и его окружение. Государство для них превыше всего, человек стоит лишь на втором месте. Однако во внешней политике они демонстрируют либерально-демократические начинания, поэтому здесь мы их поддерживаем.

- Как дело Ходорковского и ЮКОСа вписывается в ваш тезис о слиянии власти и бизнеса?

- Ходорковский хотел стать независимым от власти. Однако власть считает, что у него нет на это права. Она полагает, что лишь благодаря ей он стал тем, кем он стал.

- Ходорковский является представителем олигархов, которых вы раньше резко критиковали...

- ...И продолжаю критиковать. Ходорковский - типичный представитель олигархов, однако это не повод для того, чтобы сажать его в тюрьму. Он типичный олигарх, однако в определенный момент он начал проводить другую линию, слишком много себе позволять, по мнению власть имущих. И ему было сказано: "Назад!"

- С использованием Генеральной прокуратуры?

- Эта система функционирует следующим образом: в прокуратуре есть досье. Там собраны все имена. То, что раньше было в КГБ на шпионов и диссидентов, сегодня есть на всех, кто участвовал в приватизации. Как только поведение кого-либо из них начинает не нравиться, берется его досье и начинается катавасия. Поэтому Ходорковский - не отдельный случай. Такое происходит с тысячами предпринимателей по всей стране.

- Половина денег вашей партии поступает от Ходорковского. Теперь этого больше не будет. Было ли это финансирование одним из факторов, из-за которых его невзлюбили в Кремле?

- Да, но лишь незначительным фактором. Ведь в Кремле всегда знали, что он финансирует меня, коммунистов и Союз правых сил. Подобные вещи в России не могут остаться незамеченными. Дело приобрело другое значение, когда Ходорковский заявил об этом открыто. Это уже не входило в правила игры.

- Как дело ЮКОСа повлияет на исход выборов?

- Прогнозировать ситуацию сейчас стало сложнее. С путинской партией "Единая Россия" все ясно - она победит. С коммунистами, в принципе, тоже. Они не стали слабее. Вопрос только в том, насколько их понизят. Неясно, какую политику Кремль будет проводить по отношению к третьим партиям - "Яблоко", ЛДПР и СПС, будет ли он продолжать жесткую линию или он будет уравновешивать.

- Могут ли быть манипуляции на выборах?

- Выборы манипулируются в широком масштабе. Можно сделать практически все. В Москве и Санкт-Петербурге можно завысить или занизить результат на 2-5 процентов, по всей стране - на 10-12 процентов, в Башкирии и Татарстане - на 50 процентов.

- Глава СПС Анатолий Чубайс призвал вас перед лицом сложившейся ситуации объединить две демократические партии. Что вы ответили?

- Объединяться мы не будем, мы будем сотрудничать там, где наши взгляды совпадают.

- Можно ли надеяться, что обе демократические партии выставят на выборах президента единого кандидата?

- Обычно Чубайс поддерживал сначала Ельцина и затем Путина. Намеревается ли он уйти с поста председателя РАО "ЕЭС"? Я не знаю. Если он не струсит и заявит, что готов выступить против Путина и выставить свою кандидатуру на президентских выборах, тогда мы готовы говорить.

- Если в России ситуация будет развиваться в сторону экстремизма, можно ли предположить, что в этих обстоятельствах вашими партнерами могут стать коммунисты?

- Ситуация в России может развиваться в направлении крайнего национализма или фашизма. Если коммунисты будут выступать против этого, тогда конечно.

Источник: Die Welt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru