Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 ноября 2008 г.

Минксин Пей | L'Espresso

Медведь и Панда

В последнем номере еженедельника L'Espresso в разделе "Мнения" опубликована статья старшего научного сотрудника Фонда Карнеги, исследователя Китая Минксина Пея, посвященная характеру отношений между современной Россией и Китаем.

Пока не разразился глобальный финансовый кризис и не рухнула цена на нефть, некоторые известные эксперты и комментаторы говорили о новом авторитарном альянсе, основывающемся на оси Москва-Пекин. Согласно их теории, авторитарные режимы, побуждаемые своими экономическими успехами, могли бросить вызов либеральному и демократическому Западу, пишет автор статьи.

Но в нынешней сложной экономической ситуации довольно преждевременно говорить о мировом возрождении авторитаризма. Кроме того, следует подробнее разобраться, что лежит в основе отношений между Россией и Пекином. На первый взгляд может показаться, пишет автор статьи, что их объединяют общие ценности. В действительности это не так. В то время как в основе истинных демократий лежат права человека, конституционное правление и законность, авторитарные режимы и их лидеры верят лишь в идеологию власти.

Это относится и к российско-китайским отношениям. Несмотря на то, что Пекин и Москва называют свои отношения "стратегическим партнерством", в действительности Китай и Россия в лучшем случае "тактические партнеры". Они сотрудничают лишь тогда, когда могут получить практическую пользу. Так, Китай покупает у России истребители-бомбардировщики лишь для того, чтобы их не купили другие страны. Обе страны тесно сотрудничают в ООН и применяют право вето, чтобы смягчить или заблокировать санкции Запада против Китая и Бирмы и получить дополнительные уступки со стороны США. В 90-е годы Китай и Россия основали Шанхайскую организацию сотрудничества, чтобы помешать распространению влияния США в регионе.

Одновременно с этим, продолжает автор, обе страны относятся друг к другу с подозрением. Так, Китай стремится обеспечить надежные поставки энергетического сырья, а Россия, подписала давно обещанный договор о строительстве важного для соседа нефтепровода лишь месяц назад, поскольку тактика Москвы заключается в использовании своих углеводородных ресурсов в качестве механизма давления на соседей, что вызывает глубокое раздражение у Пекина. С другой стороны, для России с постоянно сокращающейся численностью населения быстрый рост китайского населения представляет долговременную угрозу ее безопасности. Именно исходя из этих соображений Москва продает Индии более современное вооружение, чем Китаю, чтобы не оказаться заложницей энергетических поставок Пекину, пишет автор статьи.

Границы российско-китайского сотрудничества, продолжает автор, стали очевидными в период российско-грузинского конфликта. Тот факт, что Москва вторглась на территорию Грузии, признала независимость двух сепаратистских республик, Южной Осетии и Абхазии, стал последней каплей, переполнившей терпение Пекина, поскольку ему самому приходится иметь дело с сепаратистскими движениями на своей территории и он сильно опасается того, что иностранцы могут организовать заговор с целью вторжения в Китай. Автор напоминает, что когда Москва обратилась к Пекину с просьбой оказать ей дипломатическую поддержку по вопросу о ее вторжении на территорию Грузии, Китай вежливо, но твердо сказал "нет".

В заключение автор статьи отмечает, что когда-нибудь Москва и Пекин действительно станут стратегическими партнерами. Но это произойдет, когда обе страны действительно станут демократиями, когда они позволят их общим ценностям возобладать над узкими национальными интересами.

Источник: L'Espresso


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru