Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 сентября 2008 г.

Уильям Пентленд | Forbes

Россия и Европа: кто на ком ездит?

После нападения России на соседнюю Грузию сильно педалируется зависимость Европы от колоссальных ресурсов энергоносителей, которыми располагает Кремль. Но куда меньше говорят о том, что Россия зависима от Европы почти во всем остальном.

За первый квартал нынешнего года российский импорт вырос колоссально - на 42%. Европа - в особенности Германия, нервозно относящаяся к своей широкой зависимости от экспорта нефти и газа из России - радостно схватилась за возможность удовлетворить жажду России приобретать промышленную продукцию и другие товары. В 2007 году объемы немецкого экспорта в Россию - а это промышленное оборудование, автомобили, продукция химической промышленности, электроника и продовольствие - увеличились примерно на 25%, или в три раза быстрее, чем экспорт из Германии в целом.

Неослабевающий рост цен на сырье в течение последнего десятилетия обеспечил приток наличных денег в российскую экономику и спровоцировал рост спроса на все что угодно - от свежих фруктов до скоростных автомобилей. В результате инфляция стала выражаться в двузначных цифрах, заработная плата повышается стремительно и наблюдается весь спектр симптомов перегрева экономики, известный по учебникам.

"Все эти признаки наличествуют в России сегодня, - сказано в свежем выпуске Russian Economic Report Всемирного банка. - Профицит текущего счета, обусловленный высокими ценами на нефть, маскирует быстрый рост импорта и увеличение дефицита текущего счета, не связанного с нефтью".

Россия попросту слишком мала для того, чтобы абсорбировать колоссальный приток доходов от продажи нефти и газа, имеющий место в последние годы. Дефицит рабочей силы влечет за собой рост зарплаты в реальном исчислении, а это, в свою очередь, влечет за собой рост цен. По данным Всемирного банка, за первые четыре месяца 2008 года средняя месячная зарплата выросла на 40%. Продовольствие в России последние два года быстро дорожает, и конца этому не предвидится.

Ситуацию красноречиво описывает статистика продаж автомобилей. С 2000 года Россия стала вторым по величине экспортным рынком европейских автомобилей. В отличие от других торговых связей, торговля автомобилями между ЕС и Россией абсолютно однобока. К примеру, США продают в Европе больше автомобилей, чем Европа - в США. Россия, напротив, покупает европейские автомобили, но Европа не покупает российские.

Согласно исследованию PriceWaterhouseCoopers, за первое полугодие 2008 года объемы продаж автомобилей в России выросли на 41%, так что российский рынок автомобилей стал крупнейшим в Европе. Тем временем за первое полугодие 2008 года германский экспорт в Россию увеличился почти на 25%, до суммы в 15,8 млрд евро. Это самый крупный процент роста среди основных торговых партнеров Германии. Без малого 5 тыс. немецких компаний имеют представительства в России, а некоторые - например, производитель автомобилей Volkswagen, химический концерн BASF, авиакомпания Lufthansa и турагентство TUI инвестировали в России крупные средства. На прошлой неделе Volkswagen сообщила, что планирует расширить производство на одном из своих заводов в России, дабы удовлетворить широчайший спрос.

Этой тенденции будет способствовать демографическая ситуация. После распада СССР в 1991 году Россия и бывшие государства-сателлиты СССР в Восточной Европе впали в состояние упадка, который пока не достиг своего максимума. Россияне перестали рожать детей и начали умирать во все более молодом возрасте. Собственно, Россия - одно из немногих государств, где средняя продолжительность жизни мужчин с 1960 по 2000 год сократилась.

Ныне сердечно-сосудистые заболевания, ДТП и алкоголизм становятся причиной смерти такого множества россиян, что средняя продолжительность жизни мужчин не достигает 60 лет. За последние 15 лет население России сократилось на 6 млн с лишним. Если нынешняя тенденция сохранится, к 2025 году убыль населения может увеличиться еще на 18 млн человек. Иначе говоря, по численности населения Россия спустится с 6-го места в мире на 17-е.

Тем временем численность рабочей силы в России сокращается еще быстрее, чем населения в целом. В последние годы из числа работоспособного слоя выбывало по 700 тыс. с лишним человек в год. По данным министерства здравоохранения и социального развития РФ, к 2010 году численность рабочей силы сократится почти на 9 млн - с нынешних 74,5 млн до 65,5 млн.

Торговые связи между ЕС и Украиной за последнее десятилетие иллюстрируют, каким может быть потенциальный рынок экспорта европейских товаров в Россию.

С 2000 года товарооборот Европы в отношениях с Украиной более чем утроился в денежном исчислении. Европейский экспорт на Украину рос почти вдвое быстрее, чем импорт украинских товаров в Европу, так что торговый профицит Европы в отношениях с Украиной вырос с 0,6 млрд евро в 2000 году до 10 млрд в 2007-м.

Украина - одна из немногих стран, где сокращение численности населения создает еще больший дефицит рабочей силы, чем в России. В результате в украинской промышленности не хватает рабочих рук, которые необходимы для конкуренции с европейской промышленностью.

"Почти половину экспорта из 27 стран ЕС на Украину в 2007 году составляли оборудование и транспортные средства, а еще четверть - другие промышленные товары", - гласит статистика, опубликованная на прошлой неделе Еврокомиссией.

Излишне уточнять, что оборудование и транспортные средства являются и главными категориями европейского экспорта в Россию. С 2000 года количество европейских автомобилей, проданных в России, выросло на 34%. В прошлом году Россия опередила Японию, сделавшись вторым по величине экспортным рынком европейского автопрома, - на ее долю приходится почти 10% от всего экспорта европейских автомобилей.

Тем временем импорт российских автомобилей в Европу в денежном исчислении сократился с 70 млн евро в 2000 году до 36 млн евро в 2007-м. Вот вам и российская промышленность. Когда в твоем кармане есть евро, а Европа - прямо за пограничными столбами, зачем вообще нужны заводы?

Источник: Forbes


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru