Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 сентября 2008 г.

Квентин Пил | Financial Times

У Грузии слабая надежда на юридическое урегулирование

Неудивительно, что российский президент Дмитрий Медведев казался весьма довольным собой, когда на этой неделе встретился с французским коллегой Николя Саркози в неоготическом замке Майендорф - государственной резиденции под Москвой.

Соглашение о прекращении огня между Россией и Грузией, о котором шла речь, похоже, оказалось тем, чего всегда хотела Москва. Российским войскам будет дан еще месяц на вывод войск из так называемых "буферных зон", созданных ими вокруг сепаратистских анклавов Абхазия и Южная Осетия, но от них не требуется выводить войска из самих анклавов.

Хотя изначально соглашение о прекращении огня требовало от обеих сторон возвращения на позиции 7 августа, момента начала конфликта, России удалось оставить всех солдат вместе с танками на территории самопровозглашенных анклавов. Медведев заявил, что решение о признании независимости двух регионов было окончательным, и Саркози оставалось только принять это как свершившийся факт.

Даже Михаил Саакашвили, президент Грузии, заявил, что соглашение является "шагом вперед", хотя его близкий друг и заместитель министра иностранных дел Гига Бокерия проявил большую прямоту. Он назвал недавнее решение России об установлении "дипломатических отношений" с самопровозглашенными регионами "еще одним шагом на пути к аннексии" обеих провинций.

У Грузии не осталось "жесткой силы", чтобы сопротивляться этому процессу, после того как она Россия разбила ее армию. Больше всех в этой ситуации пострадали беженцы из Абхазии и Южной Осетии. Из 70-тысячного населения Южной Осетии 30 тысяч - грузины. Предполагается, что сегодня их осталось не больше тысячи - это те, кто слишком стар или слаб, чтобы бежать.

Но может ли Грузия воспользоваться "мягкой силой"? Правительство Грузии в понедельник начало процесс в Международном суде в Гааге, призвав к срочным "превентивным мерам... чтобы предупредить нанесение непоправимого урона правам этнических грузин".

Это первый случай, когда против России (СССР не берется в расчет) были выдвинуты обвинения в суде. Кроме того, это была первая попытка использования кем-либо Конвенции ООН о недопущении всех форм дискриминации - документа, составленного в 1965 году в рамках кампании по борьбе с апартеидом в ЮАР, в качестве основы для вынесения юридических решений Международным судом. Конвенция, ратифицированная после составления Советским Союзом, запрещает любую дискриминацию по этническому или национальному признаку.

Грузия должна в срочном порядке доказать факт такой дискриминации, кроме того, ей надо доказать, что дело относится к юрисдикции данного суда - юридического органа ООН. Адвокаты Грузии представили письменные свидетельства беженцев и спутниковые снимки сожженных деревень, в которых жили этнические грузины, всего в нескольких милях от нетронутых деревень, населенных осетинами.

Они также утверждают, что не осетинские ополченцы, а сами российские солдаты несут ответственность за "этническую чистку". Россия отвергает обвинения, но основной линией ее защиты является то, что дело не относится к юрисдикции Международного суда.

Но каковы шансы у судей прекратить этническую чистку, когда это уже не удалось сделать ЕС?

Ответ таков: шансы невелики. Стороны сегодня закончат предъявлять устные свидетельства и контраргументы. Суд обещал принять решение в течение нескольких недель. Его решение будет иметь силу для обеих сторон: это не просто юридическое заключение. По словам представителя суда, "Если одна из сторон не повинуется, она окажется вне закона".

Но есть еще один вариант: любая из сторон может обратиться в Совет Безопасности ООН, так как Международный суд является юридическим органом ООН. А Россия, разумеется, является постоянным членом Совета Безопасности, с правом вето.

В прошлый раз такое случилось в 1986 году, когда Междугородный суд принял решение в пользу Никарагуа, осудив американскую поддержку ополченцев "контрас" и призвав американское правительство прекратить минировать никарагуанские порты. США отказались выполнять решение суда, а когда Никарагуа обратилась с Совет Безопасности, Вашингтон воспользовался своим правом вето, чтобы заблокировать любое решение.

Несомненно, Москва прекрасно помнит об этом.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru