Архив
Поиск
Press digest
28 мая 2020 г.
10 августа 2004 г.

pfi. | Neue Zürcher Zeitung

Кремль определяет стратегическую государственную собственность

Перед выходными администрация президента на своем сайте впервые опубликовала список предприятий, частичное или полное государственное владение которыми, по мнению Кремля, отвечает стратегическим национальным интересам. Содержащий 514 предприятий, которые полностью, и 549, которые частично находятся в государственной собственности, этот список опять получился очень длинным, однако все же значительно более прореженным. Ведь до сих пор стратегически важными считались свыше 3000 предприятий.

Вооружение, сырье и обеспечение

Полное государственное владение власти оправдывают тем, что продукция этих предприятий "имеет стратегическое значение для национальной обороны, безопасности или для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации".

Что касается частично контролируемых предприятий, то о них говорят, что участие государства в управлении этими предприятиями настоятельно необходимо в вышеуказанных же интересах. При этом остается неясным, почему, например, одна авиакомпания или один аэропорт или порт полностью должен находится в государственной собственности, для другого достаточно владеть контрольным пакетом, а третий без проблем уже был приватизирован.

Это вызывает подозрение, что список основан не на четкой концепции понимания того, что должно быть, а на разнородных, связанных с существующим положением дел интересах чиновников.

Опубликованный перечень содержит известные фирмы оборонного комплекса, например, "Рособоронэкспорт" и "МИГ". Сейчас вряд ли удивляет, что государственный контроль над "Газпромом", а также над до сих пор находящимися в государственной собственности компаниями нефтяной отрасли, объявляется стратегически важным.

Уход из телекоммуникационного и банковского сектора

Не попали в список находящиеся еще в государственном владении телекоммуникационные компании и государственные банки (кроме Внешторгбанка). Лесное хозяйство национальные стратегические интересы тоже обошли стороной. Бросается в глаза, что в стратегическом списке присутствует владение 51,2% акций авиакомпании "Аэрофлот", несмотря на то, что лишь недавно правительство сообщило о планах полной приватизации компании в следующем году.

Как сообщили в Кремле, попадание в список не делает приватизацию совершенно невозможной, однако для нее необходим специальный указ президента.

Наряду с бесчисленными НИИ перечень содержит удивительно много машиностроительных предприятий и конструкторских бюро, а также организации, оставшиеся от советского прошлого. Правда, непонятным остается, например, стратегический интерес к московской фабрике смазочных масел, механическому заводу имени Карла Либкнехта или тамбовскому заводу "Революционный труд".

Разница в аэропортах

Ответ на вопрос, почему в России приватизация для рядовых граждан зачастую является благодатью, пусть даже обстоятельства, при которых она происходила, не всегда кристально чисты, знает каждый, кто знаком с поистине невероятной разницей в отношении к клиентам и в эффективности между двумя крупнейшими московскими аэропортами.

В "стратегическом" Шереметьеве прибывающим регулярно приходится часами ждать на душных лестницах у закрытых окошек паспортного контроля, в то время как пограничники стоят в углу, разговаривая и куря. На недовольство разгневанных российских граждан сотрудники однажды отреагировали, велев милиции увести одного из возмутителей спокойствия.

В устаревшем государственном аэропорту гражданам приходится до сих пор служить власти, а не наоборот. Не хватает информации, мест для подъезда и четкой ответственности. Кроме того, как и на большинстве государственных предприятий, не хватает денег на необходимые инвестиции и, главное, нет заинтересованного в успехе менеджмента. Его, похоже, даже не особенно беспокоит то, что все больше авиакомпаний уходят в другой, полностью частный аэропорт "Домодедово". Светлый, привлекательный, он больше может не бояться конкуренции своих европейских коллег.

Пример двух крупнейших московских аэропортов показывает: в законных интересах российских и иностранных граждан можно лишь надеяться, что заинтересованность в получении доходов от приватизации в будущем еще больше сократит список государственных предприятий стратегического значения и приведет к новым рыночным прорывам в России.

Источник: Neue Zürcher Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru