Архив
Поиск
Press digest
24 февраля 2020 г.
11 января 2005 г.

Хироюки Такей | Asahi

Российский корабль может загрязнять побережье Японии ядерными отходами

Японские ядерные эксперты опасаются, что российское судно, которое перевозит отработанное ядерное топливо по Японскому морю в районе острова Хоккайдо, может подвергать северное побережье Японии радиоактивному загрязнению.

Несмотря на риск загрязнения окружающей среды при транспортировке отработанного ядерного топлива, сегодня не существует закона, который обязывал бы Москву информировать японскую сторону о транспортировке радиоактивных веществ. Но при этом российские власти предоставили японцам карту маршрута японского судна с отработанным ядерным топливом. Они сделали это на Японском атомном промышленном форуме осенью 2003 года.

Отработанное ядерное топливо берется с атомных подводных лодок, которые подвергаются утилизации, на заводе в районе Петропавловска-Камчатского. Затем оно загружается на корабль, который проходит по проливу Соя - узкой полоске воды, разделяющей японский остров Хоккайдо и российский Сахалин. Затем судно пересекает Японское море и прибывает в порт Владивосток, где отработанное ядерное топливо помещают во временное хранилище. Потом это топливо поездом увозят на завод для переработки.

"Российская сторона проинформировала нас о том, что она перевозит отработанное ядерное топливо в контейнерах на складской площадке судна, - сказал представитель Министерства иностранных дел Японии. - Но нам не сообщили способы транспортировки и как часто она производится".

Отсутствие информации от российской стороны усиливает опасения японцев. Научный сотрудник института ядерной безопасности Российской академии наук сказал, что даже российских ученых беспокоят возможные риски, связанные с транспортировкой такого опасного груза морем.

В российских атомных подводных лодках в качестве топлива обычно используется уран, обогащенный на 20% и больше. На некоторых подлодках используется уран с уровнем обогащения 90% - почти как в атомных бомбах, сообщают эксперты.

Для сравнения: уровень обогащения урана, используемого в атомных реакторах в Японии, составляет около 3%.

Отработанное топливо подводных лодок занимает большой объем. Так, отработанное топливо только с одной списанной подлодки занимает по объему примерно десять сорокатонных контейнеров.

Японцы перевозят свое отработанное ядерное топливо на грузовых кораблях с двойным корпусом и в специальных контейнерах, которые соответствуют международным стандартам. Но единственное, что известно о российском судне, это то, что оно было построено еще в середине 1980-х годов.

"Контейнеры очень тяжелые, и существуют опасения, что российский корабль не выдержит их веса, если будет перевозить слишком много таких контейнеров, - говорит Кухико Юмацу, советник Японского атомного промышленного форума и вице-президент Японского института ядерных исследований. - Кроме того, контейнеры на российском судне могут не соответствовать международным стандартам".

Источник: Asahi


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru