Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 января 2018 г.

Майкл Ходарковский | The New York Times

Возрождение старой лжи с целью объединить новую Россию

"Ночью 16 июля 1918 года последний российский царь Николай II был убит вместе с женой и пятью детьми в подвале дома в Екатеринбурге, где их четыре месяца держали большевики", - пишет профессор истории в Университете Лойолы (Чикаго) Майкл Ходарковский в статье для The New York Times.

"Относительно этого был достигнут более-менее полный консенсус, основанный на не оставляющих сомнения данных, собранных многочисленными экспертами", - отмечает автор. Однако Русская православная церковь продолжает задавать новые вопросы, намекая на самые мрачные теории заговоров.

"В конце прошлого года церковные деятели придали делу новый оборот с опасными последствиями, предположив, что казнь Романовых была "ритуальным убийством" - а эта фраза оживляет клеветнические слухи, которые были неотъемлемой частью преследований российских евреев во времена царизма", - отмечает Ходарковский.

"Этот инцидент можно было бы проигнорировать как фантазии некоторых антисемитски настроенных элементов в РПЦ, связанных с ультраправыми российскими группировками", - пишет автор. Но произнесший эти слова епископ Тихон Шевкунов - не обычный священник: он является высокопоставленным помощником патриарха Кирилла, а также повсеместно считается духовным наставником президента Владимира Путина. И предположение о ритуальном убийстве настолько отягощено традиционным антисемитизмом, что на следующий день после его заявления официальный представитель Федерации еврейских общин России Борух Горин заявил, что это напоминает о "самых мрачных временах", говорится в статье.

Ходарковский поясняет, что обвинения евреев в ритуальных убийствах тесно связаны с ожесточенным антисемитизмом царских времен, так, они послужили поводом к началу печально известных погромов 1903-1905 годов, во время которых погибли более 2 тыс. евреев и которые правительство даже не пыталось остановить.

"Зачем возрождать идею ритуального убийства сейчас? Стал ли епископ Тихон путинским Распутиным?" - спрашивает историк. "Одна из версий предполагает, что разжигание традиционного антисемитизма - это тактический ход Кремля с целью сыграть на ультраправом русском национализме накануне президентских выборов в марте", - рассуждает он.

Дело в том, что Кремль все больше и больше полагается на РПЦ, пишет автор. И в центре усилий Кремля по пропаганде патриотической идеологии стоит епископ Тихон, полагает он.

В последнее время епископ Тихон возглавил мегапроект под названием "Россия - моя история", предполагающий создание сети центров патриотической истории, говорится в статье. В рамках щедро спонсируемого "Газпромом" проекта подобные центры были открыты в нескольких городах России, причем последний - в Казани, столице Татарстана. Этот регион был лишен своей автономии летом 2017 года, и там сокращается изучение татарского языка в школах, отмечает Ходарковский.

"Другие регионы с преимущественно нерусским населением переживают схожие изменения, что не оставляет сомнений в том, что Кремль и церковь, столкнувшись с сокращением этнического русского населения и растущей численностью мусульман, начали кампанию по русификации с целью сделать многонациональную Российскую Федерацию более гомогенным государством, которое объединят русский народ и Православная Церковь", - утверждает Ходарковский.

"Игнорируя уроки прошлого, церковь и государство вновь дают волю зловещим силам правого экстремизма и идут рука об руку в мрачную неизвестность", - заключает ученый.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru