Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 июля 2007 г.

Майкл Швиртц и Джошуа Яффа | The New York Times

На московской площади столкнулись две культуры

Признаки нарождающейся политической активности геев в России - в том числе акции протеста и все более заметное присутствие в интернете - повлекли за собой социальную и политическую реакцию, которую видные политики типа московского мэра Юрия Лужкова поощряют

По их словам, они пришли очистить площадь. В семь часов вечера около дюжины молодых православных христиан собрались у памятника в одном из скверов в центре Москвы, оцепили его по периметру и прогнали со ступенек тех, кто пили пиво и беседовали друг с другом.

С середины июня эти молодые люди, называющие себя "георгиевцами" в честь Святого Георгия, покровителя Москвы, патрулируют окрестности маленькой православной часовни, чтобы, по их словам, прогонять "голубых", которые прогуливаются в этом месте для встреч с друзьями и поиска сексуальных партнеров.

"Они собираются около святыни и занимаются мерзкими делами - целуются и не только", - сказала 19-летняя Диана Романовская, организовавшая патрулирование. По ее словам, эта мысль пришла ей и ее единомышленникам в голову, когда борцы за права геев попытались в мае этого года провести в Москве демонстрацию.

Признаки нарождающейся политической активности геев в России - в том числе акции протеста и все более заметное присутствие в интернете - повлекли за собой социальную и политическую реакцию, которую видные политики типа московского мэра Юрия Лужкова поощряют.

Идея патрулирования часовни, которая одновременно служит памятником воинам, павшим в XIX веке на русско-турецкой войне, вызвала интерес и у членов ряда националистических организаций, которые присоединились к демонстрации против геев с собственными лозунгами - призывами бороться с приезжими с Кавказа, которые, по утверждению националистов, представляют собой сходную угрозу для культуры и традиций России.

В один из дней молодые россияне, которых в СМИ охарактеризовали как скинхедов, в том числе участники патруля, подрались неподалеку от часовни с группой кавказцев. К потасовке присоединилось около 100 человек. В результате один подросток-армянин получил несколько ножевых ранений. Милиция арестовала более 40 человек.

Эта вспышка насилия наводит на мысль о существовании параллелей между враждебным отношениям к гомосексуалистам и лесбиянкам и насилием против этнических меньшинств в России, где после распада СССР набирают силу ксенофобские течения.

Российский социолог Игорь Кон, специализирующийся на вопросах гомосексуализма, в недавней статье предположил, что в России неприязнь к геям отражает более широкое недоверие общества к маргинальным слоям.

"Гомофобия - это лишь лакмусовая бумажка", - сказал Кон в телефонном интервью. На его взгляд, такие события, как попытка проведения демонстрации в мае, послужили "предлогом для мобилизации ультранационалистических сил".

Лужков не дал разрешения на заявку о проведении акции протеста, охарактеризовав подобные мероприятия как "сатанинские действа".

Организаторы акции протеста - коалиция россиян и граждан стран ЕС - были незамедлительно арестованы, как только 27 мая собрались у мэрии, чтобы потребовать разрешить публичную демонстрацию. На глазах у бездействующих милиционеров и омоновцев националисты и религиозные ортодоксы напали на кучку собравшихся неподалеку демонстрантов, не подчинившихся запрету.

В тот же день георгиевцы провели у часовни свою акцию "контрпротеста" под названием "За истинную любовь". Они осудили то, что считают пропагандой гомосексуализма, и объявили о планах начать патрулирование сквера.

С тех пор они каждый вечер собираются у часовни. Эта маленькая, но растущая группа националистов, ультраправых политиков и других сочувствующих настаивает на том, что Россия - страна, где растет враждебное отношение к так называемым заграничным западным ценностям, - не желает признать права сексуальных меньшинств.

Говоря о неудачной демонстрации, Романовская сказала: "Если мы допустим подобные мероприятия в Москве, то покажем всем, что в итоге уподобились остальной Европе. А наша страна особенная. У нас есть культурные ценности".

Как-то ранним вечером, в дни, когда патрулирование только началось, двое молодых геев, присев на ограждение на краю площади, смотрели, как протестующие убирают от часовни пустые бутылки и другой мусор.

Один из них, Юрий Демин, сказал, что, если его станут принуждать уйти из сквера, он будет сопротивляться. "У нас здесь друзья, - сказал он. - Если они геи, это еще не значит, что их надо гнать".

У часовни на Ильинской площади геи впервые начали собираться лет 10 назад - после того, как их традиционное место встречи у Большого театра стало неудобным из-за строительства, говорит Эдуард Мишин, редактор ведущего журнала российских геев.

В 1993 году российские власти отменили принятый в сталинские времена закон, квалифицировавший мужеложество как уголовное преступление. Но это не повлекло за собой смягчения негативного отношения общества к гомосексуализму мужчин. Лесбийская любовь в России широкими массами всерьез не воспринимается и в основном остается за рамками социального дискурса.

Жизнь местных геев протекает в основном в подполье, хотя, как правило, гомосексулисты и лесбиянки вольны делать, что хочется, лишь бы не в публичных местах. Случаи хулиганских выходок в отношении геев все еще относительно редки по сравнению с нападениями на смуглолицых представителей российских национальных меньшинств.

Большинство геев и лесбиянок не лезут в политику, и многие, даже видные борцы за права сексуальных меньшинств, были против планов проведения демонстрации в мае.

"Что мы получили от этого парада? - говорит Мишин, жестко критикующий неудавшуюся демонстрацию. - Где наши права? Просто геям стало сложнее ходить по улицам, вот и все".

С точки зрения сторонников патруля агрессоры - это геи, посещающие сквер. "Сексуальные меньшинства оккупировали эту территорию", - сказала Лариса Павлова, член местной ассоциации родителей. Она заявила, что у памятника собираются не только геи, но также проститутки и торговцы наркотиками. "В месте, где когда-то гуляли наши дети, теперь происходят всякие мерзости", - заключила она.

Представители организации православной молодежи отрицают, что применяли силу для изгнания геев из сквера, и утверждают, что сами подверглись нескольким хулиганским нападениям близ памятника. Во время одного из инцидентов кто-то выстрелил в патрульных из пневматического ружья, попав человеку в шею, - говорят несколько свидетелей. Милиция от комментариев воздерживается. Но несколько участников патруля обвиняют геев в организации кампании устрашения.

Неизвестно, насколько верны эти обвинения, но представители более решительно настроенных организаций создали неофициальную службу охраны георгиевцев. Почти каждый вечер среди патрульных много молодых людей с бритыми головами в армейских ботинках. Они намного преобладают по численности над учредителями патруля. Движение растет, и ощущение, что вспышка насилия повторится, тоже нарастает.

В десять вечера в июне православных молодых людей было трудно заметить в сквере среди множества мускулистых русских мужчин, в большинстве своем не старше 25 лет, стоявших вразброд вокруг часовни. Один, рыжебородый Семен Грузинский, одетый во все черное, сказал, что пришел отвоевать площадь для "нормальных русских людей", как он выразился.

"Летом здесь хорошее место, - сказал он с улыбкой. - Можете считать, что мы готовимся к битве".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru