Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 июля 2011 г.

Уве Клусманн | Der Spiegel

Холодная война на Кавказе

Пятидневная война между Россией и Грузией в августе 2008 года унесла с обеих сторон жизни более 800 человек. Но и спустя три года после военных действий вопрос о власти на Кавказе не решен: являются ли Абхазия и Южная Осетия мятежными частями Грузии или же их следует расценивать как суверенные государства? - задается вопросом SPIEGEL ONLINE.

В августе 2008 года на улицы Тбилиси по распоряжению президента Михаила Саакашвили вышли демонстранты с плакатами, на которых его российский коллега Владимир Путин был изображен в образе Гитлера. В адрес иностранных гостей грузинской столицы демонстранты скандировали: "You are the next!" ("Вы следующие". - Прим. ред.). Имелось в виду то, что Россия, подобно Гитлеру, оккупирует и другие страны.

"За три года, прошедших после войны, ничего подобного не произошло, - продолжает автор публикации Уве Клусманн. - Напротив: численность российской армии сокращается, к тому же, как посетовал недавно президент Медведев, армия не получает от коррумпированной оборонной отрасли даже оплаченную из госбюджета технику". Кроме того, напоминает автор статьи, следственная комиссия ЕС, расследовавшая обстоятельства начала военных действий в августе 2008 года, пришла к выводу, что атака Саакашвили на Абхазию и Южную Осетию была вовсе не реакцией на российское вторжение.

Как замечает комментатор, "именно союз Грузии с в общем-то чуждой кавказским народам державой в лице США привел к окончательной потере обеих республик".

"Грузины и американцы недооценили интересы России в регионе, население которого уже к 2008 году поголовно имело российские паспорта и народы которого, как сообщающиеся сосуды, традиционно взаимодействуют с населением российского Северного Кавказа".

Несмотря на то, что независимость Абхазии и Южной Осетии кроме России признала всего пара государств, у Грузии нет политического потенциала для возвращение республик, уверен обозреватель. При этом он указывает на разницу, существующую между двумя республиками. Если в Южной Осетии до сих пор не возникло своей политической элиты, некоторые члены правительства были рекрутированы из России, а криминальные группировки имеют значительный вес в политике, то в Абхазии все выглядит иначе. Несмотря на то, что Тбилиси называет режимы в обеих отделившихся республиках "марионеточными", парламент и президент Абхазии были выбраны народом в ходе свободных выборов.

В республике существуют оппозиционные власти издания, гражданское общество отличается живостью дискуссий, а абхазские историки вступают в спор со своими российскими коллегами и депутатами Госдумы об исторической роли России на Кавказе. При этом речь идет и об актуальной политике. Как отмечает далее автор, политическая и экономическая верхушка страны, а также молодежь не вполне довольны однобоким ориентированием Абхазии на Россию и говорят о необходимости углубления контактов с Европой. И это на фоне того, что Россия в настоящий момент финансирует более 60% бюджета Абхазии.

Как пишет далее автор публикации, планы Саакашвили по интеграции с отделившимися республиками не находят там никакого отклика и призваны в первую очередь успокоить западных инвесторов. Да и Саакашвили умасливает слух западных дипломатов речами, содержание которых отличается от того, что он говорит своим военным. Для внутреннего пользования русские остаются "сворой агрессивных наследников монголов", и его риторика напоминает речи перед войной 2008 года, когда он говорил об "окончательной победе над врагом" и освобождении Абхазии с Южной Осетией.

Как пишет автор, выходом из конфронтации кавказских народов мог бы стать постепенный процесс, в ходе которого понемногу остывала бы ненависть.

Источник: Der Spiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru