Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 июня 2004 г.

Майк Дейвис | The Guardian

Спасти рядового Ивана

Вспоминая героев Нормандии, давайте не забывать, что решающую роль в победе над фашистской Германией сыграла Красная армия.

Решающая битва за освобождение Европы началась 60 лет назад, когда советские партизанские формирования вышли из белорусских лесов и болот и нанесли внезапный удар с тыла по армии Вермахта.

Партизанские отряды, где были еврейские бойцы и те, кто сбежал из концлагерей, подложили 40 тысяч подрывных зарядов. Они разрушили железнодорожные рельсы, соединявшие центральный узел связи Германской армии с базами в Польше и Восточной Пруссии.

Три дня спустя, 22 июня 1944 года - через три года после вторжения гитлеровской армии в Советский Союз, маршал Жуков отдал приказ начать основной штурм на передней линии фронта. Двадцать шесть тысяч крупнокалиберных орудий сокрушили передовые позиции германской армии. За звуками от разрывов ракет катюш следовали рев 4 тысяч танков и боевые крики (больше чем на 40 языках) 1,6 млн советских солдат. Так началась операция "Багратион".

Историк Джон Эриксон назвал эту битву, закончившуюся на подступах к Варшаве, "великим военным землетрясением". Гитлер был вынужден тогда срочно отозвать свои элитные резервные войска из Западной Европы, чтобы остановить сокрушительный "красный поток" на востоке. В результате американским и британским солдатам в Нормандии не пришлось иметь дела с отлично оснащенными бронетанковыми войсками гитлеровцев.

Но что слышали американцы об операции "Багратион"? Июнь 1944 года ассоциируется у них с пляжем Омаха, а не с переправой через Двину. А между тем советская летняя операция была в несколько раз масштабнее, чем операция "Оверлорд"(высадка союзников в Нормандии), как по количеству участников, так и по объемам потерь для Германии.

К концу лета Красная армия дошла до городских ворот Варшавы и до Карпатских перевалов, через которые лежит путь в Центральную Европу. Советские танки захватили центральную группу армий в стальные клещи и разгромили ее. В одной лишь Белоруссии Германия потеряла 300 тысяч человек. Дорога на Берлин была открыта.

Благодаря Ивану. Память о смельчаке, погибшем в североафриканской пустыне или в холодных лесах под Бастонью, ничуть не пострадает, если мы вспомним, что 70% солдат Вермахта полегли не на полях Франции, а в степях России. В борьбе против фашизма на каждого погибшего "рядового Райана" приходится приблизительно 40 "Иванов". По сегодняшним подсчетам 27 миллионов советских солдат и мирных граждан погибли во Второй мировой войне.

Но простой советский солдат - тракторист из Самары, актер из Орла, шахтер из Донецка, школьница из Ленинграда - остался совершенно невидимым в тени недавних торжеств, посвященных мифологизации "величайшего поколения".

Можно подумать, что Америка не сможет полноценно войти в новый век, не изничтожив предварительно воспоминаний о роли Советского Союза в эпохальной победе над фашизмом, состоявшейся в прошлом столетии. Невежество большинства американцев в вопросе о сравнительных боевых потерях во Второй мировой войне просто шокирует.

Даже то незначительное меньшинство, которое кое-что знает о размерах жертвы, принесенной Советским Союзом, имеет в виду образ, типичный для стереотипного восприятия Красной армии, - орда варваров, которыми руководит звериная жажда мести и примитивный российский национализм. Для американцев только Джо и Томми - воины-патриоты, сражающиеся за цивилизованные идеалы свободы и демократии.

Тем более важно понять - несмотря на Сталина, НКВД и жестокую резню, утроенную в стране большевистскими лидерами - Красная армия сохранила дух революционного братства. В своих собственных глазах и в глазах тех, кого эта армия освободила от Гитлера, это была величайшая армия-освободительница в истории. К тому же это была Советская армия - в числе генералов были еврей (Черняховский), армянин (Баграмян), поляк (Рокоссовский).

Всякий, у кого возникнут сомнения по поводу революционного духа и гуманности Красной армии, может обратиться к поразительным мемуарам Примо Леви ("Возрждение") или К.С. Кэрола ("Между двух миров"). И тот и другой ненавидели сталинизм и любили простых советских солдат.

Поэтому после того, как Джордж Буш запятнал память о дне высадки войск союзников в Нормандии, использовав его для того, чтобы заручиться поддержкой в войне в Ираке и Афганистане, я решил отметить этот день по-своему.

Для начала я вспомню своего дядю Билла, торговца из Колумбуса, хотя так трудно представить себе, как этот мягкий человек мог быть отчаянным солдатом в Нормандии. Потом я вспомню его товарища Ивана. Ивана, который на своем танке проехал через ворота Освенцима и в сражениях добрался до гитлеровского бункера. Ивана, чья смелость и упорство одержали победу над вермахтом, несмотря на смертоносные промахи и преступления Сталина. Два простых героя: Билл и Иван. Постыдно отдавать почести первому, не вспомнив второго.

Майк Дейвис преподает американскую историю в Университете Калифорнии. Редактор левого издания New Left Review.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru