502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
11 мая 2001 г.

Лотар Рюль | Neue Zürcher Zeitung

Возобновление стратегического диалога

После двух лет бесплодных усилий в попытках достичь взаимопонимания с Россией по вопросу стратегической противоракетной обороны, США возобновили американо-российские переговоры, как по данному вопросу, так и о дальнейшем двустороннем сокращении ядерных вооружений с учетом новых условий, а именно: на основе стратегического паритета на низком уровне. После того, как президент Путин выступил с собственными инициативами в адрес НАТО летом прошлого года и в конце февраля нынешнего, вопрос о возобновлении стратегического диалога между Москвой и Вашингтоном оставался вопросом времени.

Подготовительная работа в Москве

Есть все основания полагать, что диалог о стабильности отношений между двумя силами в целом и о контроле над стратегическим ядерным вооружением должен начаться в ближайшее время, так как в Москве уже заблаговременно стали приспосабливаться к новому положению вещей, изменившемуся с приходом к власти нового американского президента. Понижение статуса российских ракетных войск стратегического назначения в военной иерархии Москвы и смена руководства министерства обороны были явными знаками изменения российской позиции по отношению к предложению Вашингтона, которое исходило еще от президента Клинтона. Оно заключалось в обоюдном изменении военной ядерной стратегии путем комбинации стратегической и противоракетной обороны с одновременным сокращением потенциала континентального наступательного ядерного вооружения до 2000 боеголовок (стратегические ракетами и бомбардировщики).

Последнее - это российское требование к США, выдвинутое уже много лет назад. Ракетные войска, унаследованные Россией в 1991 году от Советского Союза, далеко не всегда находятся в боеспособном состоянии, еще менее они подвержены модернизации. Все сказанное выше касается только того их количества, который был оговорен в договоре об ограничении вооружений СНВ-2 (3000 стратегических ядерных боеголовок для США и до 3500 - для России). Поэтому Ельцин, а за ним - Путин четко заявляли, что оптимальное количество боеголовок для каждой из сторон - 1500 единиц. Можно утверждать, что с учетом сокращения в последние годы российской производственной базы по выпуску современных ядерных снарядов, в интересах России сократить максимально допустимое количество наступательного вооружения до 1000 единиц. Тогда Россия еще на одно десятилетие сможет сохранить паритет с США по стратегическому наступательному вооружению наземного базирования (континентальные ракеты с радиусом действия 5500 км) и по атомным подводным лодкам.

Так, предложение президента Буша о сокращении наступательных вооружений по договору СНВ-3 до 1500 ядерных боеголовок для стратегических ракет и бомбардировщиков полностью соответствует российским интересам. Загвоздка - в предстоящем слиянии процессов ядерного стратегического разоружения с противоракетной обороной: чем меньше наступательных вооружений, тем выше шансы на успех при обороне, и чем сильнее и надежнее эта оборона, тем лучше используется сокращенное наступательное вооружение в целях качественной обороны.

Прорыв через пять лет?

Америка по-прежнему обладает многофункциональными и надежными технологиями, не говоря уже о действенных системах противоракетной обороны. Если нынешнее состояние техники и технологии позволяет наладить их производство, то в первую очередь, в США. Если такое осуществимо на практике, то США получат новую систему обороны. Это было понятно еще в период президентства Клинтона. После победы на выборах Буша и с назначением на должность министра обороны Дональда Рамсфельда это стало официальной доктриной. Сегодня в кругах как американских, так и российских, и китайских экспертов преобладает мнение, что американцев через 5-10 лет, а может, и меньше ждет технологический скачок. Этим временным отрезком руководствуются сегодня и в Брюсселе, и в Лондоне, и в Москве, и в Пекине, и в Дели.

Итак, для Москвы наступил период новых реалий, и ее политика, соответственно, должна строиться с учетом новой перспективы. Путин сделал соответствующие выводы, чтобы, как он сам объясняет, сохранить Россию как великую державу и иметь с этой целью соответствующее вооружение, в том числе современное ядерное оружие в количестве, что и у США, и значительно превышающем запасы ядерных государств "второго порядка", таких, как Китай, Франция и Великобритания. Еще более это относится к азиатским странам, находящимся на пороге создания ядерного оружия, таким, как Индия, Пакистан, Израиль и следующими за ними Северной Кореей, Ираном и Ираком. Предпосылкой этому является совместное с США разоружение до небольшого паритетного объема, но при том объема достаточно значительного, чтобы удерживать дистанцию с теми странами на прежнем уровне.

Китай взят на прицел

В первую очередь это касается Китая. Именно поэтому было озвучено согласие правительств Индии и Австралии с концепцией Буша по противоракетной обороне, обуславливающей минимально разрешенное количество наступательного вооружения - 1500 единиц (оппозиция в США и России, хоть и отказывается от догматов прошлого, но все же настроена против стратегической обороны, занимая такую же позицию, как и в восьмидесятые годы по отношению к СОИ президента Рейгана). В любом случае, переговоры между администрацией Буша, европейскими союзниками и Россией начинаются в изменившихся политических условиях: попытку создать ось, враждебную американской концепции противоракетной обороны, связывающую Москву, Пекин и Дели, и дополненную в Европе осью Москва-Париж, в Москве уже оставили, это предопределило и поражение Пекина.

Сначала казалось, что Китай остался вне игры - Россию и Китай уже с 1972 года, с начала американо-советских совместных действий по ограничению ядерных стратегических вооружений, не связывают общие оборонные интересы против Америки. То же самое относится к Китаю и Индии, между которыми не существует стратегического партнерства.

Окончание договора по ПРО?

Несмотря на все вышесказанное, предложения Вашингтона касаются также и Китая, и Индии, и Европы, даже если американо-российские переговоры только начинаются. Международная ситуация, как в стратегии, так и в организации противоракетной обороны требует взаимодействия, как на всеобщем, так и на региональном уровне, при решении вопросов обороны, нацеленных на отражение ракетного нападения, небольшого как по объему, так и по плотности. Предпосылкой тому является или взаимоприемлемый отказ, или одностороннее расторжение московского договора по ПРО от 1972 года в его части, которая касается противоракетных систем (и их компонентов) морского, воздушного и наземного базирования и ограничения их допустимого количества (для наземных систем) до двух, а позднее - и до одного. Такая договоренность может быть заключена только между обоими участниками договора по ПРО - Россией и США. Это - основа двусторонних переговоров.

Так называемое "демаркационное соглашение" от 1997 года между двумя странами допускает, напротив, субстратегическую противовоздушную оборону, при условии соблюдения определенных технических параметров и в случае необходимости в перехвате ракет с радиусом действия 3500 км и более. Это соглашение закладывает основу для взаимопонимания. К нему уже сейчас или хотя бы в будущем должны присоединиться страны, которые обладают радарными установками последнего поколения и установками для перехвата ракет (Великобритания, Дания, Исландия, Австралия), чтобы создать как мобильную, так и стационарную систему противоракетной обороны. Применение противоракетных радарных установок будет способствовать обеспечению безопасности вне территории США, а также создаст условия для сотрудничества с другими странами, в том числе и с Россией. Такое предложение могло бы быть адресовано и Индии.

Необходимость политического сотрудничества

Так как объявленная двоякая цель противоракетной обороны, всеобщая - для США и региональная - для ее партнеров, она призвана обеспечивать безопасность не только Северной Америки, но и свободу действий для американцев в случае возникновения международных кризисов с целью защиты других стран или для преодоления кризисов решительными мерами, поэтому американская оборонительная система должна быть дислоцирована также и в третьих странах.

Все это предполагаетдобрую волю при сотрудничестве. Поэтому шаги Буша, направленные на построение всеобщей и региональной противоракетной оборонуы одновременно с сокращением ядерного наступательного вооружения, будут иметь успех только тогда, когда осуществиться переход от эксклюзивной двухсоронности стратегических взаимоотношений США-Россия к многостороннему договору, открытому для присоединения к нему всех стран. Но в этом же и заключается шанс для усиления контроля над вооружением и дальнейшим разоружением, что должно быть закреплено всеобщим договором о стабильности и международной безопасности, против накопления запасов ядерного оружия и ядерной угрозы, вне зависимости, от кого она исходит. И к этому надо приступать.

Автор - публицист и бывший госсекретарь министерства обороны ФРГ.

Источник: Neue Zürcher Zeitung


facebook
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2025 InoPressa.ru
                                                                                                                                                                                                                                               
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx