Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 мая 2004 г.

Сет Майданс | The New York Times

Убийство чеченского лидера оставляет Путину мало выбора

После убийства поддерживаемого Россией президента Чечни у Кремля осталось мало хороших вариантов решения проблемы жестокой и неблагодарной войны, продолжающейся уже почти десять лет.

Тело президента Ахмада Кадырова было предано земле в понедельник в его родной деревне на юго-востоке Чечни. Всего семь месяцев назад Ахмад Кадыров был избран в президенты в ходе срежиссированного государством голосования, призванного продемонстрировать всем, что война локализована до уровня управляемого конфликта.

В качестве представителя Москвы Кадыров держал в своих руках правительство и вооруженные силы, что ныне ставит Кремль в сложную ситуацию без очевидного выхода. Новые выборы должны состояться до 9 сентября.

"Опасность заключается в том, что может воцариться хаос, при котором Чечня будет вовлечена в новый виток войны, или будут иметь место мелкие междоусобные войны и войны мести", - говорит Дмитрий Тренин, эксперт по вопросам Чечни из московского центра Карнеги.

Хотя основные боевые действия уже затихли к моменту избрания Кадырова, теракты чеченских боевиков продолжались и после этого - и в Чечне, и на территории остальной России.

Количество людей, погибших в результате взрыва на стадионе "Динамо", варьирует от одного официального сообщения к другому. В телефонном интервью в воскресенье два представителя власти называли цифру 14.

После десятилетней войны Чечня вдоль и поперек пронизана встречными течениями вражды и насилия. Эксперты могут только догадываться, кто именно подложил бомбу. По состоянию на вечер понедельника никто не взял на себя ответственность за взрыв.

Официальные представители России и Чечни обвиняют боевиков. Самый заметный из лидеров сепаратистов, Аслан Масхадов, в интервью "Чечен-пресс" отрицает свою причастность к этому событию.

За несколько дней до того, как его убили, Кадыров говорил российскому агентству ИТАР-ТАСС: "Я знаю, что террористы объявили на меня охоту".

Послужной список Кадырова как ставленника Кремля включает в себя прошлое религиозного лидера и противника Москвы. Такая биография помогала ему завоевывать доверие некоторых чеченцев, но также способствовала появлению множества врагов.

После его избрания внешне жизнь в Чечне стала спокойнее, а оккупационная российская армия вывела часть блокпостов из Грозного. Но, как утверждает местное население и группы правозащитников, под прикрытием этого кажущегося спокойствия личная армия Кадырова, насчитывающая от 2000 до 3000 солдат, захватывала контроль над территорией путем похищений людей и террора.

Российские вооруженные силы тоже обвиняли в похищениях и убийствах. Самое большое беспокойство, говорит Татьяна Локшина, правозащитница, которая была в воскресенье в Грозном, вызывает то, что теперь армия Кадырова осталась без командира и стала опаснее, чем когда-либо.

Солдаты, среди которых есть перебежчики из лагеря сепаратистов, могут теперь, почувствовав опасность, поднять новую волну насилия, чтобы уберечься от соперников, говорит она. Известные как "кадыровцы", они теперь подчиняются сыну Кадырова Рамзану. В понедельник Кремль назначил его первым заместителям председателя правительства Чечни, подчиняющимся Сергею Абрамову, представляющему Россию и временно исполняющему обязанности главы республики.

Но Кадыров-младший не может быть преемником отца. Ему еще нет тридцати, он известен своей жестокостью, и у него нет политического веса, необходимого для установления власти.

"Смерть Кадырова создала в Чечне политический вакуум, - говорит депутат Госдумы РФ Рамазан Абдулатипов. - Так получается, что некому поднять его знамя".

Некоторые политики в Москве призывают президента Путина взять на себя контроль над Чечней. Другие эксперты полагают, что такое решение может спровоцировать новую гражданскую войну.

Дмитрий Тренин из центра Карнеги предполагает, что Путин мог бы создать в Чечне коалиционное правительство, хотя это может быть сопряжено с трудностями, учитывая противоречия между местными лидерами.

Успешное разрешение конфликта в Чечне вряд ли возможно без серьезных шагов по улучшению экономики. Молодые люди, которые сейчас примыкают к той или иной вооруженной группировке, должны быть в состоянии найти работу. Это точка зрения московского политолога Леонида Доброхотова.

"На мой взгляд, при существующем положении вещей в экономической и социальной жизни России этот конфликт представляется неразрешимым", - говорит он.

Уязвимость Чечни, связанная с персонализированной властью Кадырова, является отображением более масштабной картины в России, где Путин - пусть в меньшей степени - также централизовал власть.

Чеченская война считается его войной. Она начала разрастаться в 1999 году, когда он стал премьер-министром при президенте Ельцине. Убийство Кадырова произошло через два дня после инаугурации Путина на второй президентский срок и заявления, что в Чечню наконец вернулся мир.

По сообщению агентства "Интерфакс", в понедельник двое российских солдат были убиты в городе Шали.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru