Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 мая 2006 г.

Редакция | Financial Times

Почему опасно кричать: "Товарищ волк"

Через два месяца главы США, России и других стран, входящих в "большую восьмерку", соберутся на саммите в Санкт-Петербурге. Это предоставит им бесценную возможность совместно попытаться решить невероятно острый вопрос иранских ядерных амбиций и обратиться к проблеме энергетической безопасности. Ни по одному из этих вопросов мнения России и США не расходятся диаметрально. Москва выразила обеспокоенность программой ядерного обогащения Тегерана, но хочет надеть на него узду дипломатическим путем, не желая полностью обезглавить, прибегнув к военной силе. Что касается вопроса о нерушимости газовых контрактов, по которому во вчерашнем выступлении Владимир Путин полностью дал гарантии, он больше тревожит европейских партнеров России.

Тем не менее беспокойство вызывает тот факт, что президент России использовал ежегодное послание Федеральному собранию, чтобы нанести укол в ответ на язвительную критику, высказанную в адрес его политики вице-президентом США Диком Чейни. Причем сделал он это в манере, не обещающей эффективного сотрудничества на предстоящем саммите в Санкт-Петербурге. Язык партнерства, который характеризовал ранее высказывания Белого дома и Кремля друг о друге, остался в прошлом.

Особенно наглядным был намек Путина на более агрессивную внешнюю политику США последних лет. Отметив, что военные расходы США в 25 раз превышают российские, президент, продолжая свою мысль, так описал результат этого: "Товарищ волк знает, кого кушать. Кушает и никого не слушает. И слушать, судя по всему, не собирается".

Очевидно, подразумевая переговоры в Вашингтоне о военном ударе по Ирану, Путин предостерег, что "силовые методы редко приносят искомый результат, а их последствия подчас становятся страшнее изначальной угрозы", с которой они были призваны справиться. Он отметил также - вероятно, памятуя о Чейни - тенденцию отбрасывать "пафос необходимости борьбы за права человека и демократию", как только эти вопросы сталкиваются с собственными интересами США, стремящимися заручиться богатыми энергоносителями союзниками.

Довершая картину, Путин заявил, что желание России вступить во Всемирную торговую организацию используется как "инструмент торга" в сферах, не имеющих к этому никакого отношения: США являются последним крупным членом ВТО, препятствующим вступлению России, и некоторые сенаторы связывают это с проблемой Ирана.

Воинственная риторика Путина по внешней политике хорошо будет воспринята российской общественностью, тем более что она сопровождалась обещаниями в области социальной политики. Обращаясь к проблеме шокирующего демографического спада в России, Путин пообещал льготы на детей, подобные тем, что существуют во Франции, повышение выплат на содержание ребенка и увеличение размера пособия по уходу за ребенком. Его правительство может без труда позволить себе это благодаря нефтяным прибылям - эти средства оно до сих пор откладывало.

В результате накануне санкт-петербургского саммита популярность Путина на родине растет, в то время как популярность Буша падает. В этом нет ничего странного: демографические меры, предложенные им, давно назрели, а его предупреждения относительно военных действий в Иране обоснованны. Однако это сделает его менее податливым для необходимых компромиссов с США, важных для достижения ключевых результатов.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru