Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 мая 2007 г.

Кэтрин Белтон | Financial Times

ЮКОС, жертва битвы с Кремлем, испускает последний вздох

Сегодня опустится молоток на аукционе по последнему активу, принадлежащему бывшему российскому нефтяному гиганту ЮКОС, символично завершая существование компании после четырех лет мучительной судебной баталии с Кремлем. На аукционе в связи с банкротством сверкающий московский небоскреб, построенный основателем ЮКОСа Михаилом Ходорковским, ныне пребывающим в тюрьме, будет продан в знак окончательной победы все более авторитарного президентства Владимира Путина.

"Это последние ритуалы, - заявил западный источник, который когда-то был советником Ходорковского. - Это было неизбежно, как только они начали атаку, стало ясно, что Кремль не остановится, пока не получит все".

Крах того, что когда-то было крупнейшей нефтяной компанией страны, из-за претензий по недоплаченным налогам в размере более 33 млрд долларов, в сочетании с заключением Ходорковского, напугал всех бизнесменов, осмеливавшихся поднимать голос против Кремля, и стал началом ползучей ренационализации крупных кусков экономики. Во многом в результате эпопеи ЮКОСа эпоха колоритных "баронов-разбойников" 1990-х годов стала достоянием истории.

"Медленное убийство ЮКОСа явилось водоразделом", - заявила Лилия Шевцова, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за мир во всем мире. В результате захвата "Россия совершила разворот", и "новая особь" бюрократического капиталиста пришла на смену олигархам эпохи Бориса Ельцина.

Победителем в процессе стала контролируемая государством нефтяная компания "Роснефть", которую возглавляет Игорь Сечин, заместитель главы путинской администрации и один из кремлевских инсайдеров, на которого туманно намекнул Ходорковский, заявив в интервью четыре года назад, что в Кремле есть группа чиновников, желающая отобрать у него его компанию.

Поглощение "Роснефтью" всех производственных подразделений и нефтеперерабатывающих заводов ЮКОСа превратило ее из восьмой по величине российской нефтяной компании стоимостью всего 6 млрд долларов в крупнейшего в стране производителя с рыночной капитализацией 90 млрд долларов. На этом пути "Роснефть" потратила всего 2 млрд долларов.

Для многих эпопея ЮКОСа символизирует президентство Путина. Критики утверждают, что российская судебная система выполняла указания Кремля, доведя ЮКОС до банкротства и осудив Ходорковского за мошенничество и неуплату налогов. "Это был знаменательный поворотный момент в законности, - говорит бывший экономический советник Путина Андрей Илларионов. - Это привело к разрушению суда как независимого института. У нас было верховенство закона, теперь у нас верховенство душителя".

Однако Кремль изображает кампанию как справедливую борьбу с налоговыми махинациями и говорит, что из ЮКОСа сделали пример с целью предупредить будущих нарушителей. Кое-кто считает, что Ходорковский действительно зашел слишком далеко в минимизации налогов. "Ходорковский был чрезвычайно агрессивен на налоговом фронте", - говорит Фрэнк Куйилаарс, возглавляющий направление глобальных нефти и газа в ABN Amro, ведущем финансисте поглощения "Роснефтью" остатков ЮКОСа.

"Он стремился максимально увеличить прибыль, используя все лазейки, - сказал Куйилаарс. - Это было не противозаконно, но часто на грани".

Бывшие партнеры Ходорковского и другие наблюдатели говорят, что объяснением наступления является отказ нефтяного магната не соваться в политику: он финансировал несколько оппозиционных партий и публично призывал к парламентской республике. "Его попросили оставить это. Путин не тот человек, который будет просить трижды", - говорит Куйилаарс.

Когда пал ЮКОС, поднялась "Роснефть", и вместе с ней выросло стремление государства контролировать другие активы. С тех пор как началось дело ЮКОСа, контролируемый государством "Газпром" купил контрольный пакет частной нефтяной компании "Сибнефть", а Кремль двинулся в другие отрасли, которые считает стратегическими. Государство приобрело долю в авиационном и судостроительном секторах, а также взяло под контроль крупнейшего в России производителя автомобилей АвтоВАЗ и производителя титана "ВСМПО-Ависма". Некоторые наблюдатели полагают, что металлургическая отрасль, в частности крупнейший в мире производитель никеля "Норильский никель", будет следующей.

Вместо олигархов эпохи Ельцина плацдарм захватил новый клан бюрократических капиталистов - кремлевских чиновников назначают президентами новых государственных промышленных гигантов. В их число входит Сечин, чья дочь замужем за сыном Владимира Устинова, который, будучи тогда генеральным прокурором, возглавлял судебную атаку на ЮКОС.

Атака на ЮКОС укрепила концепцию "избирательной юстиции" - судебного преследования конкретной компании за нарушения, которые считаются практикой, принятой в отрасли, говорят критики. Так же был выбран нефтегазовый проект "Сахалин-2" стоимостью 22 млрд долларов компании Royal Dutch Shell, утверждает бывший заместитель министра энергетики Владимир Милов. Он говорит, что обвинения в экологических нарушениях, выдвинутые против предприятия Shell, были повторением обвинений, выдвинутых против "Юганскнефтегаза", главного производственного подразделения ЮКОСа, перед его принудительной продажей в 2004 году. Угрозы отозвать лицензию "Юганска" привели к значительному снижению его продажной цены, тогда как аналогичные обвинения против Shell, возможно, привели к тому, что компания усьтупила контроль "Газпрому" по сниженной цене, считает Милов.

Дело ЮКОСа имело огромные последствия для иностранных нефтяных компаний в России. Ходорковский намеревался продать значительную долю в ЮКОСе либо Chevron, либо ExxonMobil, потенциально открывая западной компании прямой доступ примерно к четверти российских нефтяных резервов. Но теперь Кремль прочно сидит на водительском сиденье, и по новым правилам иностранным компаниям отводится роль миноритарных акционеров в разработке всех будущих проектов.

Многие утверждают, что семена нынешнего возращения государства были посеяны олигархами вроде Ходорковского во время ничем не ограниченного капитализма времен Ельцина. В конце концов, принадлежавший Ходорковскому "Менатеп" получил ЮКОС всего за 300 млн долларов на скандальном аукционе по схеме "кредиты в обмен на акции" в 1995 году, где он был единственным претендентом. Критики утверждают, что именно ЮКОС довел до совершенства искусство использования судебной системы в своих целях.

Сегодняшняя продажа последнего крупного актива ЮКОСа завершает восхождение "Роснефти" на вершину российской нефтяной отрасли. Но она же обнажает растущие разногласия между соперничающими кланами в путинском Кремле, которые могут отразиться на передаче власти, когда Путин уйдет в 2008 году, как того требует конституция.

"Газпром" оставался в стороне от процесса поглощения ЮКОСа, потому что его председатель совета директоров Дмитрий Медведев испугался потенциальных правовых рисков как вероятный кандидат в президенты, утверждают банкиры. Но "Газпром" готов побороться за роль "Роснефти". Тем временем Сечин, как полагают, опасается нового кремлевского босса из-за вероятных нежелательных последствий, связанных с рисками, которые приняла на себя его компания с поглощением ЮКОСа. "В результате этого команда Путина расколота, и мы не знаем, чем это обернется", - говорит Шевцова.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru