Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 мая 2007 г.

Тарик Али | The Guardian

Репутация любимого питбуля с имперской псарни

На первое место Блэр ставил преданность Белому дому, а в результате снискал ненависть к себе и в конце концов слетел с поста премьера

Уход Блэра в отставку был, как и все предыдущее, выдержан в классическом для новых лейбористов стиле - а-ля культ личности. Тщательно подобранная публика, панегирик самому себе в качестве речи, дрожащие от волнения губы. Спектакль надолго не затянулся. Помнится, в свое время Блэр прибыл на Даунинг-стрит, 10 с тщательно срежиссированным парадом флагов профсоюзов. Патриотический пыл был продемонстрирован и вчера: упоминались "эта благословенная Богом страна... величайшая страна в мире" - и ни слова о McDonald's, Starbucks и Benetton, украшающих собой все центральные улицы, ни слова о том, какую репутацию в мире заработала себе Великобритания под чутким руководством Блэра, прослыв любимым питбулем с имперской псарни.

Главным достижением Тони Блэра была победа его партии на трех подряд всеобщих выборах в палату общин. Второразрядный актер, он оказался ловким и алчным политиком. Собственных мыслей он не имел, но охотно ухватился за наследие Маргарет Тэтчер и попытался его развить, осовременив. Но хотя во многих отношениях программа Блэра была неким эвфемизмом, прикрывающим еще более кровожадную версию, чем программа Тэтчер, в отставку Тони и Маргарет уходили совсем по-разному. Свержение Тэтчер ее соратниками по Консервативной партии выглядело как захватывающая драма, не лишенная величественности. Что касается Блэра, он вынужден уходить в обстановке взрывов и кровопролития в Ираке; в результате его политического курса сотни тысяч людей погибли или стали калеками, а Лондон превратился в одну из главных мишеней для террористов. Соратники Тэтчер по партии позднее говорили, что сами были шокированы своим поступком. Но сегодня даже самые льстивые приверженцы Блэра в СМИ признаются, что, когда он наконец-то ушел, испытали облегчение.

Блэр всегда преданно служил обитателям Белого дома. В Европе он отдавал предпочтение Аснару перед Сапатеро, Меркель перед Шредером, был высокого мнения о Берлускони, а в последнее время открыто поддерживал Саркози. Он понимал, что приватизация и ослабление государственного контроля над экономикой внутри страны работают по той же схеме, что и войны за границей.

Если моя оценка кажется слишком суровой, позвольте мне процитировать слова Родрика Брейтуэйта, бывшего старшего советника Блэра, который 2 августа 2006 года написал в Financial Times: "Призрак бродит по британским телеэкранам, обшарпанный и восково-бледный зомби, явившийся прямо из музея мадам Тюссо. Но это нетипичный призрак - кажется, что он живет и дышит. Возможно, это робот из арсенала технических обманок ЦРУ, запрограммированный на то, чтобы говорить устами Белого дома с искусно имитируемым английским акцентом. Блэр нанес интересам Великобритании на Ближнем Востоке еще больший ущерб, чем Энтони Иден, 50 лет назад приведший нашу страну к краху в зоне Суэцкого канала. За последние 100 лет мы бомбили и оккупировали Египет и Ирак, подавили арабское восстание в Палестине и свергли правительства в Иране, Ираке и странах Персидского залива. Теперь мы больше не можем проделывать такие штуки собственными силами, а потому делаем их вместе с американцами. Полностью отождествив себя с Белым домом, Блэр сам лишил себя влияния в Вашингтоне, Европе и на самом Ближнем Востоке - кто будет тратить время на обезьянку, если можно напрямую обратиться к шарманщику, под чью музыку она пляшет?"

Но и это еще мягко сказано по сравнению с тем, что говорится в кулуарах министерства иностранных дел и минобороны. Высокопоставленные дипломаты говорили мне, что не сильно расстроятся, если Блэра будут судить как военного преступника. Но, хотя ни Блэра, ни кого-либо еще из тех, кто развязал агрессию против Ирака и организовал оккупацию этой страны, на данный момент не привлекли к ответственности, вчера произошло позорное событие: некий государственный служащий и референт члена палаты общин были заключены в тюрьму за огласку кое-какой информации о тайной подоплеке войны - ряде закулисных сделок между Бушем и Блэром.

Все это - признаки бессильного негодования общества. Не существует механизма, который позволял бы стране избавиться от премьер-министра, если только партия, к которой он принадлежит, сама не дрогнет. Верхушка тори решила отправить Тэтчер в отставку, так как эта дама слишком неприязненно относилась к Европе. Лейбористы склонны относиться к своим лидерам более сентиментально; в данном же случае они были стольким обязаны Блэру, что никому не хотелось взять на себя роль Брута. В итоге Блэр сам принял решение об отставке. За фиаско в Ираке его возненавидели, и поддержка пошла на спад. Одной из причин того, что все происходило столь медленно, является отсутствие в стране серьезных оппозиционных сил. Если говорить о парламенте, то консерваторы просто шли на поводу у Блэра. Либеральные демократы действовали неэффективно. Выступая в 2000 году в Ницце, Блэр лаконично сформулировал отношение Великобритании к Европе: "На наш взгляд, возможно отстаивать интересы Великобритании, получать от Европы лучшее, что необходимо Британии, пользоваться в Европе подлинным авторитетом и влиянием. Так и должно быть. Великобритания - мировая держава".

Этот гротесковый надуманный образ "Великобритании как мировой державы" существует для оправдания непреходящего противопоставления Великобритании Евросоюзу. Истинный же союз заключен с Вашингтоном. Франция и Германия воспринимаются как соперники за фавор Вашингтона, а не как потенциальные союзники по независимому Евросоюзу. Решение Франции о реинтеграции в НАТО и деятельности в качестве самого ярого союзника США было качественным скачком, который изменил и расшатал внутреннюю структуру Европы. В ответ Великобритания выступила за дальнейшую фрагментацию политического устройства Европы путем экспансии и настояла на постоянном присутствии США на ее территории.

Преемник Блэра - отчасти "благословленный им на царство" - Гордон Браун отличается от него большим умом, но не политической позицией. Перспективы мрачные: альтернативные политические программы - против войны, против "Трайдентов", за политику социальной справедливости - удел националистических партий в Шотландии и Уэльсе. Отсутствие общенациональной оппозиции с подобной платформой подпитывает острое недовольство многочисленных слоев общества, что выражается в голосовании против правящих сил или неявке на выборы.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru