Статья посвящена решению Мишеля Камдессю о досрочном уходе с поста директора-распорядителя МВФ. Хотя сам Камдессю утверждает, что уходит в отставку по причинам личного характера, не исключено, что это может быть связано с неудачами Фонда и финансовыми скандалами.
Решение Камдессю об уходе привело к тому, что между администрацией Клинтона и европейскими правительствами началась закулисная борьба по вопросу о новой кандидатуре главы Фонда, который фактически определяет экономическую политику многих регионов, включая Россию, Индонезию и африканские страны.
Как заявил сам Камдессю, возглавлявший МВФ на протяжении 13 лет, он уходит в отставку по "причинам, исключительно личного характера". Его сотрудники отмечают, что директор-распорядитель устал от частных поездок и постоянно возникающих экономических кризисов.
В ходе получасовой беседы с корреспондентом газеты 66-летний Камдессю выглядел бодрым и энергичным, рассказывая о политических интригах и нападках со стороны конгрессменов-консерваторов, обвиняющих его в выделении миллиардов долларов на оказание помощи России. Камдессю заявил также о том, что, благодаря его указаниям, Азии удалось избежать серьезных экономических катаклизмов.
Рассказывая о растущем политическом авторитете МВФ, Камдессю впервые признал, что действия Фонда в Индонезии послужили катализатором процессов, в результате которых был вынужден уйти в отставку президент страны, занимающей четвертое место в мире по численности населения.
Камдессю рассказал о своей поездке в Москву после отставки Сухарто, в ходе которой он предупредил Бориса Ельцина о том, что он может утратить контроль за ситуацией в стране, по аналогии с президентом Индонезии, если не предпримет конкретных действий.
В связи с тем, что МВФ превратился в мощную политическую силу, между европейскими странами уже развернулась борьба за пост директора-распорядителя, который освободится в середине февраля. Кроме того, администрация Клинтона дала ясно понять, что она намерена играть более активную роль в определении кандидата на пост руководителя МВФ.
Основными претендентами на эту должность в настоящее время являются: статс-секретарь по финансам Германии и бывший директор-распорядитель Всемирного банка Кайо Коч-Везер, британец Эндрю Кроккетт, который в настоящее время возглавляет Бэнк фор Интернэшнл Сеттлментс в Швейцарии, управляющий Банка Франции Жан-Клод Трише, глава ЕБРР Хорст Кехлер и некоторые другие.
Анализируя различные мнения о деятельности Камдессю на посту главы МВФ, автор приходит к выводу о том, что представители американской администрации больше, чем все остальные, довольны сотрудничеством с директором-распорядителем Фонда. Однако нельзя не обратить внимание и на критические высказывания по поводу деятельности МВФ. Недовольство конгрессменов-консерваторов привело к началу длительного расследования о расходовании средств Фонда. Поводом для этого послужил тот факт, что в прошлом году, накануне экономического кризиса, МВФ предоставил России кредит в размере 17 млрд. долларов.
Камдессю повторил, что "все обвинения абсолютно беспочвенны", и заявил о том, что МВФ не может "игнорировать тот факт, что Россия стала демократической страной с рыночной экономикой, несмотря на то, что она погрязла в коррупции и допустила ошибку с Чечней."
По мнению автора, стремление Камдессю играть роль "друга" стран, попавших в сложное экономическое положение, в определенной степени способствовало снижению к нему доверия на Капитолийском холме. Рассуждая об утечке капиталов из России, весной 1998 года Камдессю, например, говорил: "Несмотря на прогнозы рынков и комментаторов, здесь нет кризиса. Это не самый серьезный вопрос". Однако, вскоре он стал таковым, превратившись в самую крупную и наименее удачную стабилизационную программу МВФ.