Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 октября 2005 г.

Франческа Форца | La Stampa

Бегство Вани, который не хотел иметь итальянскую маму

"В какой стране ты хотел бы жить, Ваня?" - "В Италии", - отвечает русский ребенок 6 лет представительнице отдела международного усыновления. И с этого момента для обитателей сиротского дома Ваня становится "Итальянцем".

Этот фильм можно назвать успешным уже с первых сцен. Картина режиссера Андрея Кравчука будет представлять Россию в конкурсе фильмов, номинированных на "Оскар", и уже завоевала первую премию на Берлинском кинофестивале в разделе киноработ, посвященных детям. Но "Итальянец", так называется кинокартина, это не только трогательный рассказ о ребенке, который ищет свою настоящую мать. Это также портрет России с ее сиротами, в которой бюрократия, коррупция на новой вызывающей тревогу волне националистической гордости настаивают на своем праве решать судьбы сотен тысяч детей-сирот.

Ваня, роль которого в фильме играет Коля Спиридонов, никогда не станет итальянцем. Побывав на встрече своего товарища по приюту с его родной мамой, он решает отказаться от мечты стать приемным ребенком и начать поиски своей собственной матери, наперекор опасностям и трудностям. Немало препятствий создает на его пути директриса детского дома, намеревавшаяся сделать из него "дорогого" приемного ребенка, за которого можно получить круглую сумму.

Кинокритики сходятся во мнении, что в фильме большое значение имеет мотив личных переживаний и в меньшей степени звучит социально-политический мотив, но заключительный аккорд картины не оставляет никакого сомнения: для русского ребенка нет ничего лучше, чем иметь русскую маму. Об этом на протяжении многих месяцев твердят власти и СМИ в связи с открывшимися фактами насилия над приемными детьми из России в иностранных семьях. Очень часто речь идет о вымышленных актах насилия, как, например, в случае с итальянской семьей, у которой отобрали только что усыновленного ребенка в результате обвинений со стороны стюардессы самолета, в котором летела семья. В дальнейшем эти обвинения оказались необоснованными. Очень часто подобные инциденты провоцируются плохим контролем со стороны российской системы (например, случай с американкой, которая убила приемную русскую дочь: женщина действовала в обход американских заведений, которые сочли ее "неспособной быть приемной матерью", она обратилась непосредственно в российские организации по усыновлению).

Но жестокая действительность резко отличается от хеппи-энда "Итальянца". Согласно данным министерства внутренних дел, сегодня в России насчитывается 700 тысяч сирот, 6 миллионов несовершеннолетних живут в неблагоприятных социальных условиях, насчитывается миллион токсикоманов в возрасте до 18 лет, и каждый год фиксируется до 8 тысяч случаев жестокого обращения с детьми. "Я не могу понять, почему прокуратура делает такой акцент на случаях насилия над нашими приемными детьми в иностранных семьях, - отмечает Элла Памфилова, - и так мало делает для пресечения насилия над детьми в пределах российских границ". И это не говоря уже о сотнях тысячах сирот, которые, по данным гуманитарных организаций, предоставлены сами себе после выхода из соответствующих детских заведений. Чаще всего они становятся жертвами наркотиков, алкоголя, насилия - в стране, которая, несмотря на многочисленные призывы международного сообщества, до сих пор не приняла законодательства о защите прав несовершеннолетних.

Несмотря на сложную и запутанную бюрократию, которая зачастую лишь затягивает пребывание детей в детских домах, Россия остается страной, которая в 2005 году дала больше, чем другие страны, разрешений на усыновление детей итальянскими семьями. "Лишь через 6 месяцев нам удалось вернуться домой с маленькой Лизой, - пишет Кристина М. на одном из сайтов, посвященных усыновлению. - Мы теряли надежду, но в конце концов нам повезло". Почти как в фильме.

Источник: La Stampa


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru