Архив
Поиск
Press digest
2 июля 2020 г.
11 апреля 2005 г.

Эндрю Хиггинс | The Wall Street Journal

Почему космический корабль приземлился в Бахрейне и не улетает

У Халида Джумана есть тяжелая проблема, от которой он не может избавиться - космический корабль весом 70 тонн. Построенный в СССР для изучения небес, корабль брошен на произвол судьбы здесь, в Бахрейне.

"Я хочу, чтобы он исчез из моей жизни", - говорит 39-летний бизнесмен, указывая на громоздкое судно на песчаной площадке, откуда открывается вид на Персидский залив.

Корабль, сконструированный так, чтобы выдерживать возвращение в атмосферу Земли, трещит под напряжением очень земных проблем - неоплаченных счетов. Бродячие собаки находят приют под его крыльями, его корпус покрывают граффити. Внутри полно мусора, и он остро нуждается в покраске. Корабль, оказавшийся в Бахрейне в результате битвы между построившей его московской компанией и сингапурским концерном, который утверждает, что купил его, покинул Россию пять лет назад и отправился в мировое турне, казавшееся очень заманчивым. Он не мог летать и путешествовал морем.

Сначала он отправился в Австралию, где одна из тамошних компаний взяла его напрокат для выставки, приуроченной к Олимпиаде 2000 года в Сиднее. Выставка провалилась, а компания обанкротилась. Затем корабль длиной 119 футов перевезли в Бахрейн, на другую выставку. Но и она не была успешной. Потом начались судебные тяжбы, в основном между российским НПО "Молния", построившим космический корабль многоразового использования, и сингапурской фирмой, которая называет себя спонсором "крупнейшей космической выставки на планете Земля". Каждая из сторон утверждает, что именно ей принадлежит то, что в годы холодной войны было гордостью России и ее ответом американским шаттлам.

"Я попал между ними и хочу выбраться", - говорит Джуман, получивший образование в Техасе, который организовал демонстрацию шаттла в Бахрейне в 2002 году. Теперь потенциальные владельцы ссорятся, а корабль находится на его попечении.

Предполагалось, что шаттл, который называется "Буран", пробудет в Бахрейне два месяца. Прошло три года, состоялось больше дюжины судебных разбирательств, а он все еще выгорает на солнце пустыни. Джумана не волнует, кому достанется корабль, лишь бы шаттл забрали и возместили ему расходы по хранению.

Подобно многим российским активам, "Буран" когда-то принадлежал государству, тратившему миллиарды долларов на соревнование с американской программой шаттлов. Для разработки российской версии Москва создала "Молнию", тогда сверхсекретное конструкторское бюро.

Отставая от США, несмотря на первые триумфы, включая отправку первого человека в космос, СССР никогда не имел пилотируемых шаттлов и устроил единственный беспилотный полет "Бурана" в 1988 году. Он дважды облетел вокруг Земли, через три часа совершил безупречную посадку и больше никогда не поднимался в воздух. Советский лидер Михаил Горбачев назвал его "крупным успехом советской науки и техники" и сократил финансирование, так как СССР распадался. Впоследствии Россия отказалась от программы, сохранив старые, но надежные "Союзы", которые стали единственным средством доставки людей в космос после катастрофы шаттла "Колумбия" в 2003 году.

В 1990-е годы НПО "Молния" пошло по пути других государственных российских компаний. Оно стало акционерным обществом и начало заключать капиталистические сделки. Но, в отличие от нефтяных месторождений и алюминиевых плавилен, теневая приватизация которых принесла огромные состояния, продать старый космический корабль оказалось гораздо труднее.

НПО "Молния" пыталось продать "Буран" в Америке, на аукционе, организованном одной из радиостанций Лос-Анджелеса. Русские объявили стартовую цену в 6 млн долларов. Никто не откликнулся, и шаттл остался дома, на разрушающемся складе в окрестностях Москвы.

Всего в СССР было построено больше дюжины шаттлов, в основном - испытательных моделей. Один превратился в аттракцион и сейчас находится в московском парке имени Горького, еще один демонтировали. Остальные застряли в бывшей советской республике, Казахстане, который в 1991 году стал независимым и унаследовал главный советский космодром. Единственный "Буран", действительно побывавший в космосе, столкнулся с катастрофой на Земле. Крыша ангара обвалилась в 2002 году, убив восемь человек, и разрушила космический корабль.

Шаттл, находящийся в Бахрейне и известный как BTS-002, совершил несколько полетов, но никогда не покидал атмосферу Земли. Но он знал лучшие времена, благодаря компании, которую возглавлял австралийский ученый, летавший в космос на борту американского шаттла Challenger в 1984 году. Компания Buran Space Corporation Ltd. арендовала корабль у НПО "Молния" и в 2000 году отвезла его в Сидней.

Проект лопнул. Стоявшая за ним компания погибла.

Когда австралийский клиент находился в процессе ликвидации, НПО "Молния" стало искать другого клиента. В 2002 году оно связалось с недавно созданным предприятием Space Shuttle World Tour, учрежденным сингапурской компанией Events HQ International. Русские согласились продать, а не сдать в аренду, свой корабль. Из банковских документов явствует, что сингапурцам повезло с ценой: она составила всего 180 тыс. долларов. "Молния" и Space Shuttle World Tour отказались назвать сумму.

Хотя шаттлу не удалось привлечь большие толпы в Сиднее, это не остановило Совет по экономическому развитию, государственную структуру Бахрейна. Он решил, что хочет выставить российский космический корабль у себя. Совет пригласил компанию Джумана PICO International (Bahrain) к участию в организации летнего фестиваля и поручил ему вести переговоры об аренде корабля. Сингапурская компания согласилась привезти "Буран" в Бахрейн, а потом забрать его за 1,3 млн долларов.

Джуман также нашел несколько моделей НЛО и американское космическое оборудование. Но "Буран" был главным аттракционом. Посетителей везли к нему на специальном автобусе, декорированном таким образом, чтобы они казались себе космонавтами, едущими на космодром. Джуман начал читать о советской космической программе и грустил из-за того, что в России настали такие тяжелые времена. "Я влюбился в "Буран", - говорит он.

Восторг быстро прошел. Летний фестиваль в Бахрейне, как и выставка в Австралии, привлек меньше посетителей, чем ожидалось. Когда фестиваль кончился, НЛО и другие экспонаты запаковали и отправили обратно. А "Буран" остался. Власти требовали, чтобы его убрали с дорогого участка, Джуман арендовал участок недалеко от порта и нанял баржи, чтобы доставить туда "Буран".

Русские тем временем начали говорить, что их обманули, обвинять сингапурцев в невыполнении платежных обязательств. Они наняли в Бахрейне адвоката Сухайлу Турани, которая быстро добилась судебного решения, запрещающего сингапурцам вывозить шаттл за пределы страны. "Я появилась, как Супермен, чтобы не дать им его увезти, - вспоминает она. - Мне было жаль русских. У них все хорошо получается в космосе, но они очень наивны в бизнесе".

Она представила суду письмо российского банка, из которого следовало, что сингапурцы более чем на год задержали платежи НПО "Молния", 60% которого принадлежит государству, и деньги были им возвращены. Сделка аннулирована, говорит она, и русские хотят получить свой космический корабль назад. Теперь они собираются продать его музею в Германии.

Кевин Тан из Singapore's Space Shuttle World Tour говорит, что его компания расплатилась с русскими. Он точно не помнит, когда и сколько было уплачено, но утверждает: "Шаттл принадлежит нам".

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru