Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 апреля 2005 г.

Николас Баверес | ABC

Назад в СССР

На заре XXI века на востоке Европы пробуждается свобода. В 1989 году падение Берлинской стены послужило толчком к распаду Советской империи и к переходу Центральной и Восточной Европы к демократии и рыночным отношениям, что выразилось в присоединении многих стран к НАТО и в расширении ЕС. Теракты, потрясшие мир в 2001 году, и последовавшее за этим укрепление российско-американских отношений под знаком борьбы с терроризмом, а также последующее возрастание напряженности по вопросу о вмешательстве в события в Ираке привели к парадоксальному развитию событий.

С одной стороны, по территории бывшей российской империи от Европы до Центральной Азии прокатилась демократическая волна, дошедшая до Кавказа и вызвавшая эмансипацию Грузии, Украины, Молдавии и Киргизии. С другой стороны, цепь последовавших друг за другом падений постсоветских режимов, возглавляемых членами номенклатуры, явилась причиной контрреволюции в России, которая ознаменовала отход от либеральных реформ 90-х годов и возврат если и не к марксистской идеологии, то по крайней мере к авторитарным государственным структурам и открыто анти-западным настроениям. Его символами является жесткое, но бесполезное давление Москвы, которая стремится помешать демократическому процессу в бывших Советских республиках; развертывание новой имперской стратегии в энергетической сфере, присвоение ЮКОСа, а также кровавая ликвидация 8 марта чеченского президента Аслана Масхадова.

Народные движения от Молдавии до Киргизии имеют много общих черт. Причиной их возникновения явился крах постсоветской власти, которая конфисковала многие свободы, приостановила развитие в сфере экономики, злоупотребляла своими полномочиями, довела народ до обнищания и вынужденной эмиграции. Фальсификации на выборах послужили катализатором для этих восстаний за свободу, в большинстве случаев невооруженных, направленных против государственного контроля над политической системой, экономикой и средствами массовой информации. Они нашли поддержку администрации Буша, ЕС, а также получили поддержку новых демократий, которая выразилась, например, в участии Польши в революции на Украине.

А в России, напротив, возникла контрреволюция, имеющая целью восстановить империю согласно директивам Путина. В России хотят создать режим далеко не демократического толка, который бы учитывал исторические и географические особенности страны, существует проект создания империи, который имеет целью сохранить бывшие границы Советского Союза и восстановить советское государство, с жесткой "вертикалью власти", аппаратом для подавления свобод, завоеванных в 90-х годах. В России империализм считается конечной стадией коммунизма. А путинизм - это не что иное, как продолжение советской модели, правда, без коммунистической идеологии и Гулага, но с тем же культом силы и террора, тем же полным государственным контролем над экономикой и обществом и теми же стремлениями России ограничить суверенитет соседних стран.

Путин пришел к власти в результате чеченской кампании. Его победа на выборах в марте 2000 года была напрямую связана с возобновлением военных действий на Кавказе в 1999 году, целью которых было уничтожение чеченского населения. Основой существующей власти в России является насилие.

Кровавый захват заложников в Беслане послужил предлогом для систематических покушений на гражданские свободы: анти-террористический закон от 17 декабря 2004 года еще расширил полномочия спецслужб и правоохранительных органов, и без того наделенных чрезмерной властью. Началась крупная операция по разрушению федерализма и централизации власти: губернаторы регионов и президенты республик назначаются в Москве, а скоро Кремль будет назначать и мэров крупных городов. Процесс смены правящего класса ускорится благодаря тому, что агенты служб безопасности получат монополию на ключевые посты в правительстве, в администрации президента и в крупных фирмах. Контроль государства за экономикой и обществом выражается в регулировании средств массовой информации, национализации ЮКОСа. Администрация президента также взяла под контроль Магнитогорск, второй по значению российской металлургический город, и "Вымпелком", одну из ведущих компаний в сфере телекоммуникаций.

Таким образом, Путин вновь пытается построить Советское государство, и в его основу положен контроль одного клана над экономикой, в которой дикий капитализм заменяет марксистскую идеологию, и контроль над населением, снова живущим в страхе. Создание своего рода российского "Арамко", получившегося в результате слияния "Газпрома", "Роснефти" и бывшего ЮКОСа, конфискованного государством, все это под непосредственным контролем Кремля, гарантирует клану, находящемуся у власти, тотальный контроль над прибылью от продажи нефти.

Судьба революций в республиках, граничащих с Россией, является чрезвычайно важной для истории первой половины XXI века. В первую очередь для государств, где они произошли. Эти государства не должны позволить задавить их демократические и патриотические стремления, должны сопротивляться экономическим репрессиям со стороны России, которая является для них основным поставщиком энергии, должны продолжать движение к демократии и рыночной экономике с ориентацией на европейский образ жизни.

Россия же находится на перепутье: между продолжением либеральных реформ, начатых в 90-х годах и восстановлением советской модели, между демократией и империей, между свободой и диктатурой.

Источник: ABC


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru