Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 декабря 2002 г.

Томас Розер | Frankfurter Rundschau

Кому принадлежит "Rzeczpospolita"?

Ситуация вокруг газеты "Rzeczpospolita" заставляет польских издателей опасаться за свободу печати

Полиция знает измученного заботами издателя, возможно, лучше, чем ему хотелось бы. С февраля Гжегож Гауден, председатель правления польского издательства Presspublica, должен раз в месяц являться в местный комиссариат. Четыре месяца назад в прокуратуре у него даже отобрали загранпаспорт, чтобы он не смог уехать за границу. Президент Польского союза издателей возмущен: "Правительство использует все возможности, чтобы оказать давление на издательство и газету и подчинить их своему влиянию".

В Польше уже несколько месяцев ведется спор вокруг издаваемой Presspublica ежедневной газеты Rzeczpospolita ("Республика"). Эта газета, основанная в 80-е годы, во времена генерала Ярузельского, сегодня с тиражом в 200 тыс. экземпляров является второй по значению межрегиональной газетой в странах - кандидатах на вступление в ЕС. Первая - Gazeta Wyborcza, бывший рупор "Солидарности". Собственники либеральной экономической газеты имеют между собой мало общего. Основной собственник Rzeczpospolita ? норвежский концерн Orkla, владеющий 51% акций, остальные акции принадлежат польскому государству.

После отмены в 1990 году государственной монополии в области средств массовой информации почти все польские газеты, более ста наименований, были приватизированы и в большинстве случаев проданы за бесценок иностранным медиа-концернам. Rzeczpospolita, имевшая "государственное значение", сначала была продана только наполовину. От участия в судьбе газеты, к ужасу концерна Orkla и настаивающей на своей независимости редакции, полностью не хотел отказываться ни один из собственников. И так на протяжении всех бурных реформаторских лет, когда в сейме имело большинство то демократическое, то посткоммунистическое правительство. Отношения между частным и государственным собственниками никогда не были совсем уж бесконфликтными, однако с возвратом к власти в сентябре 2001 социал-демократической партии SLD ситуация ощутимо ухудшилась.

Все правительства пытались оказывать влияние на издательство, вздыхает Гауден, "но ни одно из них не пользовалось такими грубыми старыми аппаратными методами". Государственный медиа-холдинг пытается влиять на руководство, назначенное мажоритарным акционером Orkla, обвиняя его в деятельности, наносящей вред издательству. Этим правительство хочет запугать норвежского собственника, чтобы затем заменить его удобным польским акционером, - так руководство издательства интерпретирует действия польского правительства. В борьбе за газету Rzeczpospolita правительство использует прокуратуру, непосредственно подчиняющуюся Министерству юстиции, говорит Гауден и в подтверждение сетует на требование к нему предоставить декларацию о доходах и на лишение паспорта. Вместо того чтобы осложнять жизнь мажоритарному собственнику, государству следовало бы наконец приватизировать газету полностью: "Но признание свободы печати ? это сплошное лицемерие. Власть имущие в Польше не привыкли к независимости средств массовой информации, они хотят влиять на освещение событий, что уже давно происходит на государственном телевидении".

Правительство Польши использует все возможные правовые - уголовные и гражданские - средства, чтобы усилить контроль над средствами массовой информации внутри страны, констатирует голландский профессор, специалист по законодательству в области средств массовой информации Эгберт Доммеринг в своем экспертном заключении для Всемирной газетной ассоциации (WAN) и Европейской ассоциации газетных издателей (ENPA). Очевидно, Варшава хочет "повернуть вспять" процесс приватизации средств массовой информации, начавшийся в 1989 году. Обе ассоциации считают, что свобода печати в Польше находится "в опасности".

Однако, хотя недавно на конгрессе Международного института прессы (IPI) в Вене обсуждался вопрос, "дозрела" ли Польша ввиду конфликта вокруг Rzeczpospolita вообще до вступления в ЕС, происходящее там вряд ли можно сравнивать с ситуацией в России или Белоруссии. Правда, три канала государственного телевидения (TVP) контролируются правительством, но число коммерческих телеканалов сравнимо с их количеством в западных государствах, за относительно короткое время реформ пресса стала удивительно разнообразной.

Насколько изменилась ситуация для польских журналистов после прощания с социализмом, также отражает индекс свободы печати "Репортеров без границ": сразу за Австрией, разделяя 29-е место, идут Польша и Испания, опережая Россию и Белоруссию почти на 100 пунктов. С белорусским положение польской прессы сравнивать нельзя, говорит Гауден, даже несмотря на то, что средства массовой информации в его стране все чаще становятся объектом внимания властей. Так, в русле этой политики государственное телевидение TVP снизило цены на рекламу на 80%, начав тем самым разорительную ценовую войну с частными конкурентами. Это ? самый эффективный способ "наказать" частные средства массовой информации. Давление возрастает не только на Rzeczpospolita, но и на независимые СМИ на местном уровне, беспокоится Гауден. При помощи выпуска бесплатных муниципальных газет или давая "рекомендации" предпринимателям отказаться от публикации объявлений в местной газете, мэры пытаются лишить неугодные издательства средств к существованию. "Я волнуюсь. Поскольку без четвертой власти, без прессы, демократия не может нормально функционировать даже на местном уровне", - уверен Гауден.

Источник: Frankfurter Rundschau


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru