Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 февраля 2001 г.

Редакция | The Wall Street Journal

Держи Россию на крючке

Похоже, что Россия, угрожавшая приостановить платежи Парижскому клубу, отступила и внесла в бюджет поправки, предусматривающие дальнейшее обслуживание долга. Хочется сказать - жаль. Если бы Кремль объявил дефолт, кредиторы могли бы проявить твердость и решительность, необходимые для того, чтобы объяснить россиянам, как дорого обходятся дефолты.

Мы признаем, что это - идея вредная. Страны должны платить долги. На самом деле выполнение контрактных обязательств - основное требование для стран, желающих быть членами сообщества ответственных государств. Но именно в этом-то все и дело. Россия уже три раза объявляла дефолт по своим долгам советской эпохи и все время получала многочисленные послабления, реструктуризации, кредиты МВФ.

На самом деле сам факт членства России в Парижском клубе государств-кредиторов повлиял на то, что стране доверяли слишком долго. Чтобы быть признанной страной-кредитором, России разрешили включить в список долги других бывших советских республик, в частности, в качестве кредитов рассматривалось вооружение, которое Россия "одалживала" этим республикам вопреки их собственной воле. Парижский клуб щедро оценил эти долги по старому советскому курсу в 0,6 рубля за доллар, и Россия волшебным образом получила статус страны-кредитора.

Однако опыт последнего десятилетия показал, что темп российских реформ обратно пропорционален уровню благополучия деловых и политических лидеров страны. Если бы Парижский клуб карал за угрозы объявить дефолт, ограничивая возможности дальнейшего кредитования, уровень благополучия существенно бы снизился.

Возможно, что на решение, принятое Кремлем на прошлой неделе, повлияло осознание этого риска. Есть причины опасаться того, что отступление России на самом деле представляет собой скорее тактический маневр, чем признак того, что страна всерьез отнеслась к заявлениям государств-кредиторов о том, что они готовы относиться к России по-взрослому.

В этом году Россия должна выплатить 18 странам-членам Парижского клуба $3,4 млрд, из которых $2,8 млрд - долг советских времен. Всего долг страны Парижскому клубу составляет $48 млрд, т.е. все долги СССР, кроме $9,3 млрд. Держателем 40% долга является Германия.

Ничего невыполнимого график нынешнего года не предусматривает, тем более сейчас, когда Россия получает большие прибыли от экспорта нефти и газа. Но, как азартный игрок, неожиданно нашедший средства на оплату своих проигрышей, Россия почувствовала, что ей может повезти, и захотела поиграть еще. В начале этого года правительство опять заговорило о своей нищете. Ну, не совсем уж нищете: страна не могла скрыть тот факт, что находится в благоприятных условиях, и заявила, что график оплаты долгов подвергнет риску реформы и создаст опасность общественных волнений. Москва была настолько уверена, что получит отсрочку, что даже не включила все $3,8 млрд платежей в бюджет 2001 г. Россия требовала частичного списания долгов Парижскому клубу и переноса сроков выплаты остальной части на более поздний период.

Основания для облегчения долгового бремени были просто смешны. Помимо крайне необходимой налоговой реформы российское правительство сделало очень мало в области устранения структурных причин экономической слабости. К чести Парижского клуба эта организация отказалась удовлетворять требования России. За неделю до Всемирного экономического форума в Давосе первый заместитель министра финансов Германии Као Кох-Везер сказал, что если Москва не будет платить долгов, Берлин будет выступать против полного членства России в Большой восьмерке.

Тогда Москва заявила, что ее неправильно поняли. В Давосе заместитель премьер-министра Алексей Кудрин утверждал, что выплаты были задержаны лишь временно, и что Россия будет полностью выплачивать долги Парижскому клубу. В прошедший понедельник премьер-министр Михаил Касьянов дал распоряжение разработать поправки к бюджету 2001 г., которые позволили бы платить по внешним долгам. В пятницу президент Путин сообщил ведущим бизнесменам в Вене, что Россия будет выполнять свои обязательства перед кредиторами.

Это должно показать кредиторам России, что у них есть альтернатива постоянным уступкам российским требованиям. Но было бы наивно предполагать, что Москва высказалсь по этому поводу в последний раз. Кремль безусловно понимает, что благоприятные времена не будут тянуться бесконечно. Положительное влияние девальвации 1998 г. уже начало сходить на нет, а ее неизбежный побочный эффект - инфляция - становится все более ощутимой. На самом деле, если бы не комбинация таких положительных факторов, как высокие цены на сырьевые материалы и рухнувший рубль (а также сильный доллар), в прошлом году российская экономика наверняка бы снова рухнула, а не показала бы 7% роста ВВП. В 2003 г., когда России надо будет выплачивать Парижскому клубу $18 млрд, дела могут пойти гораздо хуже. Россия надеется, что согласившись платить сейчас, она заработает кредит доверия на будущее.

Парижский клуб должен уже сейчас набраться мужества и приготовиться к этому варианту. Если Россия собирается взрослеть, она должна следовать тем стандартам, коих придерживаются страны, рядом с которыми она хочет стоять на мировой сцене. В это раз она избежала возможности проверить решимость Запада, но нет сомнений, что у нее будет еще шанс сделать это.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru