12 февраля 2007 г.

Ричард Грэй | The Telegraph

В глобальном потеплении винят космические лучи

По данным нового неоднозначного исследования, климатические изменения, вызываемые деятельностью человека, могут происходить медленнее, чем полагают.

Ученые заявляют, что космические лучи из открытого космоса оказывают гораздо большее влияние на изменение земного климата, чем специалисты по глобальному потеплению полагали ранее.

В книге, выходящей в свет на этой неделе, они утверждают, что изменение количества космических лучей, попадающих в атмосферу, непосредственно влияет на увеличение облачного покрова нашей планеты.

При большом количестве облаков Земля отражает радиоактивные лучи Солнца обратно в космос, благодаря чему планета охлаждается.

Хенрик Свенсмарк, климатолог из Датского национального космического центра, возглавлявший группу авторов исследования, уверен, что планета переживает период, когда облачный покров уменьшился из-за недостатка космических лучей, попадающих в атмосферу.

Это, по его словам, и является основной причиной происходящего на наших глазах глобального потепления.

Он считает, что выбросы углекислого газа, связанные с антропогенной деятельностью, влияют на климат меньше, чем полагают ученые. Если он прав, это может означать, что у человечества больше времени на то, чтобы уменьшить свое влияние на атмосферу.

Эта спорная теория была озвучена всего через неделю после того, как Межправительственная группа экспертов по изменению климата ООН, состоящая из 2,5 тыс. ученых, опубликовала свой четвертый доклад. В нем сообщается, что выбросы углекислого газа в результате антропогенной деятельности приведут к тому, что к концу века температура повысится на 4,5 градуса по Цельсию.

Свенсмарк заявляет, что эти прогнозы почти не учитывают воздействия, которое космические лучи оказывают на облачный покров, то есть влияние деятельности людей на рост температуры может быть меньше.

Он объясняет: "Долгое время считалось, что климатические изменения влияют на появление облаков, однако сейчас мы видим, что облака определяют изменения климата".

"Это не было принято во внимание при создании моделей, с помощью которых рассчитывается эффект, оказываемый углекислым газом".

"Может оказаться, что CO2 вызывает потепление в гораздо меньшей степени, чем мы считали. Если это так, то прогнозы о потеплении из-за деятельности человека нуждаются в доработке".

На прошлой неделе Свенсмарк опубликовал первые экспериментальные доказательства, полученные им в ходе пяти лет исследований влияния космических лучей на облачный покров. Они были напечатаны в журнале "Труды Королевского общества: математика, физика и инженерные науки". На этой неделе он также опубликует более полный отчет о проделанной работе в книге под названием "Холодные звезды: новая теория климатических изменений".

Группа, в которую входят более 60 ученых со всего мира, готовится провести масштабный эксперимент с использованием женевского ускорителя частиц, чтобы воспроизвести эффект попадания космических лучей в атмосферу.

Они надеются, что это покажет, действительно ли космическая радиация влияет на изменение облачного покрова. Если это так, климатологам, возможно, придется пересмотреть свои представления о механизмах глобального потепления.

Полученные Свенсмарком результаты демонстрируют, что при попадании в атмосферу эти лучи создают заряженные частицы. "Эти частицы притягивают молекулы воды из атмосферы, которые конденсируются, образуя облака", - объясняет он.

Свенсмарк утверждает, что количество космических лучей, попадающих на Землю, меняется в зависимости от магнитной активности Солнца. В периоды высокой магнитной активности на Землю попадает меньше космических лучей. Из-за этого формируется меньше облаков и температура повышается.

Низкая магнитная активность приводит к тому, что облаков формируется больше и Земля охлаждается.

Он рассказывает: "Пробы льда свидетельствуют, что это случалось в далеком прошлом. Сейчас солнечная активность выше, чем когда-либо как минимум за последнюю тысячу лет".

"Люди влияют на изменения климата, но если при создании моделей не учитывать эффект космических лучей, то результат будет неточным. Влияние человека может быть гораздо ниже, то есть вызванные человеком изменения происходят медленнее, чем предполагают".

Ряд экспертов по климатическим изменениям назвали эти заявления "неубедительными".

Джайлс Гаррисон, специалист по атмосфере из Редингского университета, говорит, что он проводил исследование космических лучей и их влияния на облачный покров, однако считает, что их воздействие на климат значительно меньше, чем полагает Свенсмарк.

Гаррисон рассказал: "Я изучил данные об облачном покрове над Великобританией за последние 50 лет и обнаружил, что связь с космическими лучами незначительна. Судя по всему, они добавляют изменчивости природной климатической системе, однако их вклад достаточно мал".

Однако все больше число ученых полагает, что этот эффект действительно может существовать.

Среди таких людей профессор Боб Бингем, специалист по атмосфере из Центральной лаборатории научного совета имени Резерфорда.

Он говорит: "Это достаточно свежая идея, однако есть ряд доказательств подобного воздействия на облака".

Источник: The Telegraph