Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 января 2005 г.

Питер Лавелль | The Washington Times

Либералы Путина взбунтовались

Во вторник министр экономики Герман Греф стал вторым из ведущих либеральных экономистов, кто высказался в этом месяце против экономической политики Кремля и против национализации.

"Сегодня наше государство неэффективно, и госкомпании, как следствие, в подавляющей массе тоже", - сказал Греф, выразив также беспокойство в связи с недавним развалом нефтяного гиганта ЮКОС.

Означает ли это, что либералы Путина взбунтовались? Это зависит от того, что понимать под бунтом.

За стенами Кремля не все ладно. На протяжении нескольких месяцев многие из либеральных экономистов Путина публично выражают недоумение относительно направления, взятого российской экономикой. Премьер-министр Михаил Фрадков получает ценные указания от администрации президента и затем передает их каждому из министерств. Поскольку Фрадков, в основном, отвечает за экономику, он неизбежно адресует требования людям, которые гораздо лучше него разбираются в экономике и разумной экономической политике. Греф - один из таких экономистов, и он неоднократно выражал свое мнение на этот счет.

Греф - не единственный либерал в команде Путина, выступающий с открытой критикой. Андрей Илларионов, советник Путина по экономическим вопросам, был снят с должности представителя России в "Большой восьмерке" после того, как раскритиковал экономическую политику Кремля, действия правительства в деле ЮКОСа и внешнюю политику России. Следует ли Греф по стопам Илларионова? И да и нет.

Критика в адрес экономической политики Кремля для Грефа, Илларинова и министра Финансов Алексея Кудрина это, по их представлениям, - часть их работы. Все трое пользуются большим уважением в правительстве и за его пределами. Неприятности у них случаются не потому, что они слишком умничают.

С началом второго президентского срока Путина всех их постигло незаметное и неофициальное понижение в должности. До мая прошлого года они определяли политику, имея правомочия на принятие важных решений. Теперь их основная роль - претворение уже принятых политических решений в жизнь.

Илларионов лишился больших полномочий, чем Греф и Кудрин, и ему осталось только громко высказывать свои соображения. Либералы Путина чувствуют себя дискомфортно в новом положении - особенно Илларионов, который уже давно был отодвинут на периферию экономической политики. Это наиболее вероятное объяснение его критических выступлений в адрес кремлевской политики. Не чуждый скандальным публичным выступлениям и склонный к драматизму, Илларионов, возможно, в конце концов решил, что ему нечего терять. Как оказалось, он не ошибся - свою основную должность советника президента он сохранил.

Греф находится в ином положении, и его реакция на происходящее вокруг менее экспрессивна. Грефа больше всего беспокоит то, что он вынужден выполнять распоряжения, которые либо нереалистичны, либо попросту не годятся для современной российской экономики. С мая прошлого года Греф неоднократно открыто выражал несогласие со своим патроном Фрадковым по ряду вопросов.

Греф твердо убежден, что модернизацию и стабилизацию российской экономики можно осуществить только посредством структурных реформ. Единственное, в чем заинтересован Фрадков - это удвоение ВВП в течение десяти лет. Так что у экономиста и функционера есть множество причин для разногласий.

То, как развивается российская экономика, сильно тревожит либералов Путина. Стратегия Кремля сводится к расширению экономики за счет вмешательства государства в энергетические секторы. В стремлении государства контролировать природные ресурсы страны, безусловно, есть рациональное зерно в политическом смысле. Либералы Путина не всегда с этим согласны. Они предпочли бы видеть меньше государственного вмешательства в экономику и больше структурных реформ. Вот почему либералы Путина и остальная часть правительства вступили в диспут по поводу дела ЮКОСа.

Греф, являющийся членом правления газовой монополии "Газпром", давно возражает против увеличения государственного контроля в энергетическом секторе. Насильственный развал ЮКОСа, аукцион по продаже его основного производственного подразделения "Юганскнефтегаз" и его интеграция в государственную компанию "Роснефть" прямо противоречат тому, что Греф считает здравой экономической политикой. Илларионов разделяет многие из его убеждений, считая развал ЮКОса "аферой" правительства.

Греф не стал прибегать к такой лексике, описывая ситуацию с ЮКОСом, но сказал в интервью газете "Коммерсант": "Я считаю, что и "Роснефть", и "Юганскнефтегаз", если он станет государственным, нужно приватизировать".

На теоретическом уровне большинство путинских либералов полагают, что масштабное вмешательство государства в экономику больше не является необходимостью. Также они не одобряют создания мегамонополии из "Газпрома", "Роснефти" и "Юганскнефтегаза". Разумеется, приватизация энергетического сектора в 1990-х была сомнительным и даже не вполне законным мероприятием, но они настаивают, что теперь российские нефтяные компании достигли такого уровня, что могут выплатить все долги по налогам, даже такие, как налоговый счет на 28 млрд долларов, предъявленный ЮКОСу. Этим компаниям нужно только предоставить приемлемые сроки для выплаты просроченных долгов.

Кремль перестал интересоваться теоретическими доводами, даже выдвигаемыми умнейшими из путинских либералов, после того, как усиление политического контроля стало государственной политикой.

Так что же, дни либеральных экономистов сочтены? Отнюдь. Илларионов выпал из внутреннего круга Кремля, но Путин, видимо, по-прежнему будет прислушиваться к его прямолинейным замечанием и критике, высказанным со стороны. Греф, вероятно, сохранит свои позиции. К критике Грефа Путин давно привык. Наверное, именно поэтому в последние годы Путин его неизменно поддерживал.

Либералы Путина на самом деле не бунтуют, они делают именно то, что хочет от них Путин - высказывают свое мнение. Большинство из тех, кто его окружает, никогда не осмелятся сказать что-то дурное о своем боссе. Такая лояльность нравится Путину, но, возможно, он уважает либералов от экономики больше, чем кого-либо из тех, кто окружает его за кремлевскими стенами.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru