Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 марта 2001 г.

Ян Трейнор | The Guardian

Россия начинает создавать легенду

В родном городе Владимира Путина Александр Пальмин проводит большую часть времени в окружении видных деятелей российской истории. Его мастерская, расположенная на самом берегу Невы, переполнена иконами, изваяниями и бюстами, представляющими русский пантеон.

Здесь можно увидеть Петра Великого, Александра Невского, Петра Столыпина и Федора Достоевского. Но на самом почетном месте - на нелепом черном пьедестале белое лицо президента Путина - единственное изображение ныне здравствующего исторического деятеля в мастерской.

Пальмин не считает это изображение неуместным. Он патриот и считает президента первым на его памяти российским лидером, достойным своего звания.

?Путина можно назвать исторической личностью. Он уже вошел в историю?, - произносит с энтузиазмом скульптор, расположившись за столом, заставленным закусками и водкой.

?В отличие от всех остальных моих работ, эта, - он указывает на бюст высотой 25 см, - не памятник, а дань уважения?.

Не прошло и года со дня избрания Путина вторым российским президентом, а его уже отлили из бронзы. Его образ увековечили маслом на холсте и в школьных учебниках.

Руководители администраций городов, где побывал с визитами президент, в память об этих событиях организовывают экскурсии ?Дорогой Путина?.

Именем президента будут названы горнолыжные трассы. По слухам, его будут славословить в церквях.

По мнению экспертов, Путин - единственный актер на российской политической сцене. Согласно итогам опросов общественного мнения, российские женщины считают Путина самым сексуальным мужчиной в России. Организаторы опросов говорят, что Путин относится к российскому народу, как доктор относится к своим пациентам.

Короче говоря, феномен Путина, еще два года назад никому неизвестного чиновника, начинает обретать масштабы культа личности.

?Мы поддерживали его, поддерживаем сейчас и будем продолжать оказывать ему всестороннюю поддержку?, - говорит Юрий Юраков, политик из Санкт-Петербурга, местный лидер сторонников президента.

Создание мифического ореола вокруг его загадочной личности является повторением процесса формирования культов личности многих коммунистических диктаторов эпохи Советского Союза: образы Ленина и Сталина обрели культовый, почти религиозный статус, в официально атеистическом обществе.

Особенно наглядно поклонение Путину, истинное или наигранное, проявляется именно в Санкт-Петербурге.

Пока скульптор Пальмин работал над бюстом Путина, делая восковой слепок с пластикового, а затем отливал бюст из бронзы, некий местный бизнесмен узнал, что шесть лет назад Путин, работавший в тот период в городской мэрии, посадил у здания канадского консульства в Санкт-Петербурге клен. Бизнесмен прибил к дереву медную дощечку с надписью: ?Дерево посажено В. Путиным 7 октября 1995 года?.

В октябре Юраков распространил среди учеников первых классов школ города буклеты с детскими фотографиями президента.

?Никто не знал, что он станет президентом?, - говорилось в буклете. ?Но все мальчишки и девчонки знали, что Володя Путин - настоящий друг, на которого можно положиться. Затем он стал взрослым, получил образование, много работал, помогал хорошим людям и совсем не любил плохих людей?.

Владимир Ивченко, занимавшийся оформлением буклета, сказал: ?Мы лишь хотели показать, что гордимся тем, что к власти пришел хороший парень. Он добрый, он сильный, он порядочный, он один из нас и он стал президентом?.

Небольшой поселок Изборск под Санкт-Петербургом в августе прошлого года стал местом неожиданной остановки президентской автоколонны.

Приезжающим в поселок теперь предлагается пешая экскурсия по местам, где побывал Путин: ?Там Путин купил огурец?, ?там Путин снял пиджак и попробовал воду из родника?, а ?там он дотронулся до дерева и загадал желание?.

Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции в деле формирования ореола президента, но и Москва преуспела в данной области.

В столичной галерее недавно была организована выставка портретов президента под названием ?Наш Путин?, представляющих российского лидера мудрым пророком.

Никас Сафронов, один из самых популярных московских художников, одну за другой пишет маслом картины, на которых президент сурово смотрит на Россию с кремлевских стен. Художники соединили сталинский социалистический реализм с традиционным русским китчем.

Ностальгия и народная психология безусловно являются ключевыми составляющими путинского рецепта успеха.

Он публично отказался от создаваемого образа героя, заявив в декабре в ходе интервью российским журналистам: ?Я понимаю, что когда кто-то поступает подобным образом, он или она действуют из лучших побуждений, и что он или она желают мне добра?.

?Я хотел бы поблагодарить их за это, и одновременно с этим, попросить их больше этого не делать. Но я не могу активно противодействовать этому?.

Кремль сделал выговор г-ну Юракову за откровенную кампанию восхваления. Однако он списал это на счет ревности москвичей и традиционного соперничества между двумя городами.

?Путин даже поблагодарил меня, но я в этом не нуждаюсь. Он скромный. Он не критикует нас. Он не может запретить нам его любить?.

Бросает ли он соперника-дзюдоиста на мат в ходе поединка, совершает ли захватывающий дух полет на реактивном истребителе, стремительно спускается по горнолыжной трассе где-нибудь в Австрии или на Кавказе, Путин, несмотря на свою застенчивость, пристально следит за тем, как на телеэкране культивируется образ человека действия.

Его ничем не примечательное прошлое рядового сотрудника КГБ, тем не менее, способствует приданию загадочности его образу.

В Санкт-Петербурге художник Пальмин планирует организовать в конце этого месяца вечер, посвященный презентации первого бронзового бюста Путина и первой годовщине избрания его президентом в марте прошлого года.

?Путин - первый политик, прижизненный бюст которого я сделал. Я не стал делать бюсты Ельцина или Горбачева, - сказал он. - Может быть, это и напоминает советские времена, но это не так плохо. Не все было так плохо в советские времена?.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2022 InoPressa.ru