Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 марта 2007 г.

Стивен Ли Майерс | The New York Times

Каспаров создает оппозицию Путину

Экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров берет ручку и изображает в блокноте, как проходил марш протеста, состоявшийся в Санкт-Петербурге 3 марта. Как генерал, показывающий ход битвы, или игрок, анализирующий выигрышную комбинацию, он рисует площадь Восстания, показывает, где собралось больше всего милиционеров, - они перекрыли улицу, которая ведет к мэрии.

Тактическая ошибка! "Типичный шаг для нашего правительства, - объясняет Каспаров. - Они защищают себя".

В результате главную торговую улицу Петербурга - Невский Проспект - охраняли лишь несколько милиционеров. Именно туда прорвались через заграждения Каспаров и тысячи его сторонников - по некоторым оценкам, демонстрантов было до пяти тысяч. Они прошли маршем в исторический центр города, нарушив запрет правительства и разрушив политическую апатию, господствующую в последнее время в стране.

Вся акция заняла не более двух часов и закончилась короткими стычками с милицией и примерно 130 арестами. В числе задержанных - ряд лидеров оппозиции, хотя Каспарова среди арестованных не оказалось. Тем не менее, это была одна из самых масштабных акций протеста против России президента Владимира Путина.

Для Каспарова это стало первой трещиной в авторитарной политической системе, созданной Путиным, с которой оппозиционер борется по мере приближения президентских выборов в марте будущего года.

"Такой акции протеста прежде не было, - заявил Каспаров. - Все признают, что это нечто новое".

43-летний Гарри Каспаров не единственный критик Путина, но, возможно, самый заметный из них. В оппозиционную деятельность он принес энергию и наступательность, присущие ему на шахматной доске. Он атакует Путина и Кремль - "режим", как он постоянно повторяет - такими откровенными словами, которые в России звучат нечасто.

"Режим утратил связь с реальным миром, - говорит он. - Это смертельное сочетание денег, власти, крови и безнаказанности".

Подобные нападки привлекли внимание властей, но в остальном он легко отделался. В 2005 году один из противников Каспарова, критиковавший его за уход из шахмат в политику, ударил его шахматной доской. ("Хорошо, что в СССР популярной игрой были шахматы, а не бейсбол", - сказал тогда Каспаров.)

Сейчас Каспарова сопровождают охранники. По его словам, это связано с опасностью нападения хулиганов, а не с убийствами других кремлевских критиков, например журналистки Анны Политковской, которая была застрелена в Москве в октябре прошлого года.

"Если государство решит достать тебя, его ничто не остановит", - считает Каспаров.

Каспаров думал вовсе не о таком развитии событий, когда два года назад ушел из профессиональных шахмат, будучи уже не чемпионом мира, но все равно одним из первых. Он известен и богат, является автором нескольких книг о шахматах и том, как они помогают в жизни, но сейчас он встал во главе акций гражданского неповиновения и ведет трудную борьбу против политики Путина.

"Я совершенно объективен, - говорит он. - Я понимаю, что нам может грозить полное поражение, поскольку режим все еще очень силен. Единственный положительный момент в нашем положении - это то, что выбора у нас в общем-то нет".

Каспаров возглавляет "Объединенный гражданский фронт" - он создал эту организацию в 2005 году для пропаганды активных действий в стране, где они практически прекратились, - и мотивы его решения являются предметом активных споров.

Кроме того, он один из основных стратегов "Другой России" - движения, объединяющего группы всего политического спектра, объединенные тем, что лояльные Путину власти выталкивают их на обочину политической жизни.

"Другая Россия" провела несколько конференций (одна состоялась в прошлом году незадолго до встречи "большой восьмерки"), проводила акции протеста, аналогичные петербургскому маршу.

"Это не был протест против каких-то конкретных действий, - говорит он. - Не что-то вроде "дайте нам больше денег, повысьте зарплаты" или "остановите рост цен". Это был протест против режима".

Каспаров всегда был несколько сам по себе. Наполовину еврей, наполовину армянин, он родился в Баку, столице мусульманского Азербайджана. В 1990 году, когда напряжение между армянами и азербайджанцами усилилось, он переехал в Москву.

К тому времени он уже был чемпионом мира - этот титул Каспаров завоевал в 1985 году, неожиданно победив чемпиона Анатолия Карпова, который считался фаворитом советского руководства. Каспаров стал ярым сторонником гласности и перестройки - политики Михаила Горбачева, который в 1980-х годах сделал СССР более открытым.

После того как в августе 1991 года Горбачева пытались неудачно отстранить от власти, Каспаров стал поддерживать Бориса Ельцина и других новых демократов. В это время он был лидером "Демократической партии России". На выборах 1996 года он поддержал не Ельцина, а его конкурента Александра Лебедя.

Его критиковали за политическое непостоянство: он переходил от одного проекта к другому - и при этом продолжал участвовать в шахматных турнирах, в основном за границей.

Тем не менее, он постоянно оставался и остается в оппозиции Путину. Как только первоначальный кредит доверия был исчерпан, он обрушился на нового президента с критикой. Каспаров пользовался вниманием широкой аудитории на Западе, являясь автором статей для The Wall Street Journal. Одна из статей, опубликованная в январе 2001 года, всего через год после прихода Путина на пост президента, была озаглавлена "Я ошибался в Путине".

"К несчастью, мой прогноз, основанный на предположении, что молодой прагматичный лидер усилит демократию в России, будет бороться с коррупцией и выровняет загогулины внешней политики Ельцина, оказался самообманом", - писал он.

С тех пор он не прекратил своих выступлений. Он критикует внешнюю политику Путина, обвиняя его в запугивании стран бывшего СССР, которые должны были бы стать ближайшими союзниками России, и в сближении с Ираном, КНДР и Китаем. Он обвиняет Путина в подавлении СМИ, репрессиях против политических противников и независимых предпринимателей, в подрыве основного демократического института: свободных и честных выборов.

Самым большим препятствием для Каспарова является то, что его игнорируют. Благодаря подконтрольному государству телевидению его взгляды не доходят до широкой публики. В репортажах общенациональных каналов о шествии в Санкт-Петербурге говорилось в общих чертах, как об акции "разномастных радикалов, от фашистов до леваков". Конкретно о Каспарове не упоминалось.

Его стремление привлечь в "Другую Россию" всех кремлевских критиков, включая радикалов наподобие национал-большевиков, сделало Каспарова уязвимым для критики. В декабре подразделение милиции по борьбе с терроризмом провело рейд в офисе "Объединенного гражданского фронта", изъяв книги и печатные материалы об акции протеста, которая должна была состояться через несколько дней.

Повис в воздухе и вопрос о том, будет ли Каспаров выдвигать свою кандидатуру в борьбе с человеком, которого Путин изберет своим преемником. Каспаров сомневается, но не отрицает такой сценарий. По его словам, есть другие возможные кандидаты, включая бывшего премьер-министра Михаила Касьянова. По мнению Каспарова, более насущный вопрос - налаживание и поддержание работы оппозиции.

Каспаров борется за политические свободы в то время, когда рейтинг поддержки Путина составляет астрономические 80%. Экономика благодаря высоким ценам на энергоносители находится на подъеме. В Москве и даже за ее пределами царит потребительский бум.

Однако Каспаров говорит, что контроль Путина над всеми рычагами власти скрывает главные слабости системы: коррупцию, громадный разрыв между богатыми и бедными, усугубление ситуации в здравоохранении и образовании, ухудшение условий жизни.

"В конце концов, - говорит Каспаров о кампании, начатой в преддверии выборов 2008 года, - все будет зависеть от того, насколько этого захотят люди. Нельзя создать общественный протест. Или он есть, или его нет".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru