Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 мая 2003 г.

Марк Семо | Libération

Ирак: нежеланные "гости Саддама"

Палестинцы, сирийцы и суданцы, за проживание которых в Ираке платил прежний режим, сегодня подвергаются массовому выселению.

В палатке ? два старых матраса, два больших пластмассовых бидона для воды и ковер. Только это, не считая нескольких украшений, она и успела унести с собой. "Хозяин явился с двумя вооруженными сыновьями и сказал нам: "Саддама больше нет, и вы тоже должны покинуть это место в течение двух суток", ? рассказывает 55-летняя Рамзия Хизайи, палестинка родом из-под Хайфы, бежавшая из Израиля в 1948 году. Еще две недели тому назад она жила со своей семьей в небольшом доме в Джемиле ? пригороде Багдада. Жилье было практически бесплатным: домом распоряжалась бывшая правящая партия "Баас", которая выплачивала за него хозяину чисто символическую сумму. Теперь она живет в импровизированном палаточном городке, устроенном в палестинском спортивном центре, который иракцы с иронией называют "иерусалимским кемпингом".

Падение прежнего режима нанесло жестокий удар по всем тем, кто считался "гостями Саддама" ? сирийским, египетским, суданским политэмигрантам из числа сторонников "Баас", но прежде всего по палестинцам. В Ираке их живет от 70 до 90 тысяч, и в Багдаде из своих жилищ уже изгнано более 400 палестинских семей. Это явление принимает все более широкие масштабы, вызывая беспокойство у Комиссариата ООН по делам беженцев, который уже осудил в Женеве "это грубое выселение".

Любимцы режима. "Саддам Хусейн хотел освободить Палестину, и мы его поддерживали. Но мы не были его гостями, так как большинство живущих здесь палестинцев родились в Ираке, в семьях, приехавших сюда в 1948 году, еще при монархии", ? поясняет Рифаат аль-Манди, президент Палестинской спортивной ассоциации. Он подчеркивает, что "палестинцы пострадали, как и весь иракский народ". Даже палестинцы, родившиеся в Ираке, не имели ни иракского гражданства, ни паспортов. Зато они были взяты на обеспечение режимом, который предоставлял им жилье, работу и многие другие материальные блага ? особенно если они вступали в партию "Баас". Таким образом, они являлись "любимчиками режима" в глазах многих иракцев, которых возмущало то, что в годы второй интифады Саддам отсылал по 25 тысяч долларов семьям палестинских камикадзе. "Почему им предоставляется такая привилегия, в то время как вдовы и сироты сотен тысяч иракцев, павших в войне с Ираном, а потом с Кувейтом, получили мизерные пенсии?" ? возмущается бывший офицер, который провел четыре года в иранском плену. Это чувство доходит иногда до открытой ненависти, когда палестинский сосед пользуется, а то и злоупотребляет своими привилегиями.

"Он был заносчивым с нами и услужливым по отношению к баасистам. Он повесил прямо над входом большой портрет Саддама, чтобы каждый мог его видеть", ? говорит Надира Хамза. Вместе с другими женщинами квартала Убайя она пришла ночью 28 апреля поддержать своих мужчин, столпившихся перед виллой, которую 16 лет занимал палестинец Юсеф Абдалла Сулейман, чиновник из министерства торговли, со своей женой и шестью детьми. "Я написал президенту Саддаму Хусейну, рассказав ему, в какой нужде мы живем, а через несколько недель получил письмо из президентского дворца: в нем говорилось, что этот дом передается мне, и я даже не пытался узнать, кому он принадлежал раньше", ? рассказывает палестинец, который оказался выдворенным отсюда со всей семьей в 3 часа утра. Несколько ночей они спали на пустыре, прежде чем узнали о существовании "Иерусалимского кемпинга". Теперь два этажа его бывшего дома занимает Фирас Салман, племянник хозяйки, высланной в 1979 году в Иран вместе с сотнями тысяч других иракцев с "сомнительной национальной принадлежностью". "На все ее имущество был наложен арест, и этот дом ? единственное, что у меня есть", ? поясняет этот механик, который десять лет назад уже пытался добиться правды, обратившись к юстиции. "Судья ответил мне просто: поскольку жилец поселился в доме с бумагой из президентского дворца на руках, я ничего не смогу сделать".

"Наемник". Большинство сирийцев, проживавших в высоких жилых домах на улице Хайфы в центре Багдада, были выселены две недели назад. Их соотечественники, которые, как и многочисленные суданцы, египтяне и йеменцы, живут в "городке арабской солидарности" в квартале Убайя, знают, что дойдет черед и до них, хотя они живут здесь уже долгие годы. Их просторные квартиры вызывают зависть. "Теперь моего мужа считают чуть ли не наемником", ? жалуется Садиджа Зираа, гражданка Ирака, тридцать лет назад вышедшая замуж за сирийского профессора сельскохозяйственных наук. Ее муж умер пять лет назад, но она осталась в квартире, где родились их трое детей. Неделю назад в квартиру ворвались вооруженные люди, потребовавшие, чтобы она убралась отсюда. Соседи заступились за нее. Но она боится. В школе ее младшему сыну преподаватель сказал: "Вы, сирийцы, все еще не уехали?" С тех пор они не выходят из дому. Зираа не скрывает ностальгии по прежнему режиму: "Один ботинок с ноги Саддама стоит больше, чем все эти пресловутые оппозиционеры, приехавшие в фургонах американцев".

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru